Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Найден неизвестный портрет Дягилева! Кисти Репина!

Ну, или так, по крайней мере, объяснили покупателю картины, который отвалил за нее миллионы.

Оригинал (с сокращениями лирики) взят у veriochen в Репин. Портрет 17-летнего Дягилева. Как?

20 мая в Центре Искусств «Москва» открылась выставка «История в лицах».
Информация в новостях:
«В экспозиции появились неизвестные ранее портреты второй половины XIX века. Открытием стал портрет 17-летнего Сергея Дягилева, автором которого был Илья Репин».

Сразу возникает вопрос: что, правда?
17-летний? Дягилев?
Кисти Репина?
Репин ездил в Пермь?
Дягилев ездил к Репину?
Как?
Каким образом?
Really???

Мне удалось еще на репортажных фотографиях выцепить предположительного Дягилева (то есть, что подразумевается под тем самым портретом, и как потом выяснилось, я не ошиблась). И сразу сомнения только укрепилась — не похож!



(...)

Но надо же посмотреть своими глазами.


А теперь перейдем к практической части — сравним с оригиналом. Фото в студенческой форме, фото начала 1890-х и портрет Сомова 1893 года прилагаются. У Дягилева ведь много характерных черт: опущенные внешние уголки глаз, седая прядь, появившаяся в раннем возрасте, чуть вздернутый нос. А тут полно различий помимо этого: другие брови (выщипал что ли?), форма губ, линия роста волос. Даже усы явно растут по-другому. Разве что овал лица более-менее похож.





Кроме того, персонаж на портрете явно старше 17-ти лет — а у Дягилева вообще есть в лице доля детскости, в том числе и в более зрелом возрасте.

Собственно, изначально я полагала, что на этом придется остановиться, ведь вопрос, как получилось, что этот портрет считается портретом Дягилева, был покрыт мраком. Но именно после посещения музея и эта тайна раскрылась — когда я вернулась, внезапно нашла статью, как именно происходила атрибуция портрета. Причем не где-нибудь, а прямо на сайте Института судебных экспертиз, ни больше, ни меньше.

Атрибуцию провел и написал об этом статью Александр Михайлович Зинин, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, крупный специалист в области криминалистики и судебной экспертизы. Известный ученый и педагог; автор более чем 240 научных и учебно-методических работ, в том числе учебника «Судебная экспертиза», книги «Руководство по портретной экспертизе», и ряда монографий, соавтор учебников «Теория судебной экспертизы», «Криминалистика». Экспертная специализация А.М. Зинина – криминалистическая габитоскопия (исследование внешних признаков человека), в частности портретная экспертиза.
Конечно, спорить с таким корифеем трудно, но придется.

Автор опирается на предпосылку, что Дягилев в 1889 выезжал в Париж. И где-то по пути заскочил к Репину и по тихому, по быстрому написался. И никто про это не узнал. Откуда информация про Париж, неизвестно. Ведь у нас есть воспоминания Елены Валерьяновны Дягилевой. Первое заграничное путешествия Сергея Дягилева состоялось в 1890, перед университетом (не считая нескольких месяцев, проведенных на юге Франции в 5-летнем возрасте).



Основной аргумент: автор накладывает указанный портрет на портрет Дягилева кисти Серова 1904, потому что тот в том же ракурсе, на выходе получает, что черты слились (картинка прилагается).То есть глаза, нос и рот оказались на своих местах.


Вывод эксперта: «В нашем случае свой портрет С.П. Дягилева В.А. Серов не закончил, поэтому при сравнении признаков внешности были выявлены следующие различия: в особенностях верхних контуров бровей, положении левого глаза, ширине каймы нижней губы. Они объяснимы, причины их появления известны. Это — разная степень детализации бровей на живописных портретах, различная степень завершенности воспроизведения признаков внешности на них, а также постепенно наступающие у человека изменения волосяного покрова и мягких тканей лица при неизменной костной основе головы. По этим причинам выявленные различия не противоречат выводу эксперта.
А вывод по результатам применения всех возможных в данной ситуации методов криминалистической портретной экспертизы следующий: на портрете молодого человека с усиками работы И.Е. Репина изображен С.П. Дягилев. И теперь этот портрет займет свое достойное место в иконографии С.П. Дягилева и среди известных живописных портретов, выполненных И.Е. Репиным».

Не могу не вспомнить в связи с этим Шалтая-Болтая: «Вот я и говорю, все на одно лицо: два глаза (и он дважды ткнул большим пальцем в воздухе)... в середине - нос, а под ним - рот. У всех всегда одно и то же!» (Л. Кэролл «Алиса в Зазеркалье», перевод Нины Демуровой.
Что есть еще портреты, и на них очевидны характерные черты Дягилева, это совершенно побоку. Тут явно этот номер не проходит, если рассмотреть больше одного изображения Дягилева. Понимаете, Репин все-таки реалист, это вам не Пикассо периода кубизма, там, правда, глаза могли быть вообще где угодно. Извините, это случай натягивания совы на глобус.

Интересно в этой статье другое — информация о самом портрете.
«В Фонд сохранения культурных ценностей поступил живописный портрет работы И.Е. Репина, до этого находившийся в частном собрании в Праге. На портрете изображен неизвестный молодой человек с усиками. Сам портрет единственный раз был показан в 1935 году на Пражской выставке русского изобразительного искусства благодаря стараниям дочери И.Е. Репина. В России портрет был известен лишь по публикациям в книге В. Фиалы «Русская живопись в собраниях Чехословакии» (1974 г. Ленинград), в которой помещена его репродукция и дано описание портрета».

Плюс ко всему прочитала интервью, как тот же эксперт разоблачал псевдо-внуков Сталина и якобы выжившую царскую семью. На основе характерных признаков внешности.
В этой связи история с портретом становится еще более крышесносной. Как? Как? В интервью он говорит, что черты, не меняющаяся с возрастом - «уши и глазные щели». Глазные щели - именно их форма на портрете очевидно разнится с дягилевской!

Печально, если эта история показательна для атрибуции в целом.
Тут напрашивается вопрос: зачем так делать? И некоторые выводы:
Получить портрет 17-ти летнего Дягилева (да, на табличке так и написано, странно, у портрета Серова почему-то не написано «Портрет 32-х летнего Сергея Дягилева») интереснее, чем портрет неизвестного с усами.


Пример - предположительный портрет Марсель Жоссе («Дама в кресле» Бакста из Ханты-мансийского музея). Там, конечно, просто гипотеза, никакой атрибуции. А тут серьезный эксперт с 40-летним (!) опытом подтвердил. Неужели дело просто в деньгах?

Когда у тебя есть идея, большой соблазн привязать к ней подходящие аргументы, отбрасывая все, что мешает. Это я и себе говорю, во избежание — важно видеть ситуацию в объеме.

И еще — кажется, имеет место попытка выдать желаемое за действительное, прикрывшись статусом и регалиями.
И вот уже в центре Москвы, пожалуйста, висит сенсация. Но так как сенсация висит именно в центре Москвы в открытом доступе, то логично, что ее увидят люди, которые имеют представление, как выглядел Дягилев, и сделают свои выводы. Думаю, что самое интересное еще впереди — все-таки обстоятельства жизни Репина хорошо исследованы, и наверняка есть шанс, что портрет заинтересует не предвзятых исследователей, и они вычислят, кто же этот молодой человек с усиками НА САМОМ ДЕЛЕ? Будем ждать и следить.

***

У этого юзера есть еще интересный проект "Завтрак с Дягилевым" (вк, инстаграм), зацените

Tags: экспертиза и реставрация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 20 comments