Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

«Автопортрет» Дюрера — шесть лет в бегах

Неизвестно, попытка ли это автопортрета в образе Христа, и спорно — первое ли изображение в фас в Западной Европе. Но вот то, что эта картина — предмет одного из самых ловких преступлений в истории искусства — совершенно достоверно. Вскрылось оно лишь благодаря случайности.



С 17-го века знаменитый автопортрет висел в нюренбергской ратуше, на родине художника. В 1799 г. представители города решили его отреставрировать — почистить, подновить лак, дело хозяйское. Картина отправилась в мастерскую местного живописца и гравера Авраама Вольфганга Кюфнера. Сорокалетний мастер отличался завидной смекалкой, и имел опыт, о котором, очевидно, законопослушным бюргерам известно не было. Он решил её украсть и заменить собственной копией.

Картину было подделать трудно: хотя бы потому, что она была написана на доске, оборот которой украшали многочисленные надписи, казенные печати и инвентарные номера. Но герр Кюфнер храбро взял в руки пилу и распилил доску толщиной в 1,5 см вдоль. Так у него получилось две доски: на первой был красочный слой и не было предательских печатей ратуши, а на второй не было живописи, зато были все необходимые надписи. Дюреровская картина была спрятана в надежный тайник, а чистая доска с опечатанным оборотом была поставлена на мольберт. И Кюфнер взялся за кисть. Когда лак высох, художник отнес свою копию заказчикам. «Ах, как хорошо вы отреставрировали нашего Дюрера», — сказали они. «Вот ваш счет за работу», — сурово ответил мастер.



И «Автопортрет Дюрера» кисти Кюфнера занял место оригинала на стене старинного нюренбергского здания. Так бы он и висел до сих пор, смутив однажды какого-нибудь искусствоведа с рентгеном. Но сбывать краденное cтоль же хорошо, как рисовать, Кюфнер не умел. Его добыча оказалась в Мюнхене: в 1805 г.  у него картину купили для галереи Максимилиана Иосифа, короля Баварии за 600 гульденов.

Но когда хранители королевской коллекции (которая позже станет Старой Пинакотекой) разобрались в покупке, их немного смутило, что эта вещь очень похожа на работу из Нюренберга — и они послали запрос.

Вольфганга Кюфнера вычислили после этого практически мгновенно. Впрочем, арестовать его за подделку картины не удалось. Вы ведь помните, что кроме живописи он занимался еще и гравюрой? Так вот, к этому времени его уже посадили за фальшивомонетчество и он отбывал свой срок в крепости.

Самым обидным для города Нюренберга оказалось, что из столицы возвращать картину им никто и не собирался. Хорошо быть королем. Пришлось довольствоваться копией Кюфнера. Сейчас она висит в доме-музее Альбрехта Дюрера, разумеется, с указанием подлинного авторства. А оригинал — так и остался в Старой Пинакотеке.

(с) 2007

***

Более расширенная версия этой истории гласит, что мол, Кюфнер, выполнил эту копию с ведома некоторых членов городского совета. И это было патриотично, потому что когда несколько лет спустя Наполеон взял город и конфисковал все красивое для музея Лувр, туда отправилась именно фальшивая картина (её все равно потом вернули). А настоящая картина оставалась спрятанной где-то в мэрии (а не у Кюфнера), и позже именно мэрия продала ее королю, чтобы добыть денег. (Но 600 гульденов - как то маловато, честное слово). А Кюфнера мэрия выставила козлом отпущения, ведь он все равно сидел. Существует даже движение за обеление памяти Кюфнера.

https://de.wikipedia.org/wiki/Abraham_Wolfgang_K%C3%BCfner
http://www.sonntagsblatt.de/news/aktuell/2012_18_01_03.htm
док. фильм на немецком
http://www.br.de/mediathek/video/sendungen/zwischen-spessart-und-karwendel/duerer-selbstbildnis-neue-erkenntnisse-100.html

***

UPD
глубокоуважаемая maultasch_a посмотрела вот уже документальный фильм, и пересказывает нам с немецкого, что все еще интереснее:

В фильме истории сложнее - там две копии Дюрера фигурируют.
Причем, та, которая побывала в Париже, точно не может принадлежать перу Кюфнера, она была написана раньше, чем тот родился. А про вторую копию - только предположение, убедительное и логичное, но не доказанное.

Та копия, что сейчас висит в Нюрнберге, действительно побывала в Париже (следы на обороте), но химическим анализом доказано, что написана она была раньше, чем Кюфнер это физически мог сделать. Вопрос о происхождении и авторстве этой копии неясен и открыт полностью. Предположительно, эта копия уже хранилась в ратуше или была заранее приобретена ратушей именно в преддверии французов. Французов обманули, они увезли и вернули потом обратно эту неизвестную раннюю копию.

Интерьер дома Дюрера (с парижской копией на стене)


Теперь Кюфнер. Он появляется позже, в 1805 году, в письме, как частное лицо предлагает оригинал "автопортрета". Причем это предложение было подписано официальным городским чиновником фон Петцем (не знаю я как его должность перевести, в общем, чиновник из ратуши). За 600 гульденов, сделка состоялась.

Вопрос как оригинал попал к Кюфнеру - остался открытым.
Так же неизвестно, по чьему заказу подписывал предложение фон Петц. Неизвестно кто был за спинами обоих.

Одно из предположений - Кюфнер получил от города официальный заказ на копию Дюрера и воспользовался этим, вернув городу копию.

Однако где тогда эта кюфнерская копия? Ее вроде как и нет, говорит один из искуствоведов. Другие говорят, что есть, вот же она, тоже в той же ратуше в Нюрнберге всегда хранилась вторая копия, которая впервые всплывает в 1807 году.

Она тоже не очень похожая на оригинал, но имеет явные следы работы в спешке, и с другой стороны, имитацию оригинала - супер-точный размер, следы на обороте, такие же следы на дереве на обороте, как и на оригинале (т.е. это не "распил", раз обороты похожи, копировальную сетку не до конца заретушированны (на пальцах Дюрера).

Подлинник


Второй искусствовед говорит, что эта копия - типичная фальшивка.
Мог ли Кюфнер написать эту фальшивку - тоже вопрос неотвеченный. Основной специализацией Кюфнера была гравюра. Имеются также его работы гуашью - рисунки. Но есть свидетельства того, что он также подрабатывал портретитстом на заказ, что теоретически говорит о том, что он в принципе, может быть, и мог сделать эту копию.

Но это не доказано, потому слишком мало всего известно про эту вторую копию. И умения Кюфнера сварганить копию за короткий период времени так, чтобы вернуть ее в городскую ратушу - тоже под сомнением. Специалист по Кюфнеру уверен полностью, что Кюфнер был не в состоянии сделать эту копию вообще. В этом вопросе мнения расходятся.

В общем, резюме -
В Мюнхене оригинал, который продали Кюфнер и фон Петц непонятно как вообще.
В Нюрнберге копия, которая была сделана намного раньше Кюфнера, и которая побывала в Париже и вернулась.
Есть еще одна копия, очень похожая на фальшивку, но неизвестно кто и когда и как ее сделал. Копия находится во владении нюрнбергской ратуши, также иногда "выезжает" на выставки (в фильме про такую выставку говорится, где другие работы Кюфнера представлены - гравюры и гуаши).

Интересно, что про "распиливание" в фильме ни слова. Так же нет об этом и в "википедии". только в газете sonntagsblatt.

В комментах продолжаем общаться и срывать покровы, посмотрите.

Tags: art & crime, ренессанс северный, шедевры А-Я
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 44 comments