Есть ли такие художественные книги, где действие происходит в Библиотеке имени Ленина? Или как-то связано с ней, или герой в ней работает, или он часто приходит в неё, чтобы что-то найти. Где есть описание библиотеки. В общем, любые варианты именно художественных книг, где Ленинке посвящено значительное количество текста.
Говоря об образе Ленинки в искусстве, в первую очередь вспоминают фильм, а не книги. И тем не менее два хороших ответа у меня есть.
Во-первых, библиотека имени Ленина, а точнее, единственное её здание в 1929 году — Пашков дом фигурирует в булгаковском романе «Мастер и Маргарита». Я уже раньше писала об этом, разоблачая не там танцующую Наташу Ростову и не там сидящего Воланда.
Но ещё любопытнее вот какой факт: в окончательной редакции романа половина свиты Воланда уходит за бельведер Пашкова дома, а сам Воланд просто перестаёт быть видим во мгле, глава заканчивается, и каким способом князь тьмы покинул террасу, нам не рассказано. Зато в черновиках, а именно во второй редакции романа, Воланд со свитой несолидно спускаются по металлической лесенке, через окно попадают в читальные залы и идут по ним, причём Бегемот нейтрализует дежурную у входа, отдавая ей неизвестно откуда взявшиеся у него в кармане библиотечные контрольный листки (Булгаков называет их «билетиками на выход») (!).
Вся эта сцена:
Второй роман — тоже на букву «М»... И автор тоже бывал в наших стенах, но впечатления его трансформировались ещё причудливее!
Второй известный роман, в котором Библиотека сделана важной частью авторской вселенной, — это постапокалиптическое «Метро 2033» Дмитрия Глуховского. Ленинка сохранилась лучше всех зданий в Москве, в ней остались все книги и даже каталоги, за книгами туда приходят сталкеры, гадают на карточках о своей судьбе, существа, называемые библиотекарями, наводят такую жуть, что обитатели постапокалиптического мира боятся о них рассказывать новичкам. Вот думаю: наши дежурные по залу бывают порой суровы, неужто они когда-то так строго обошлись с Глуховским, что силой своего воображения он превратил библиотеку сразу и в храм сакральной мудрости и в обитель монстров? Правда, спустя несколько лет после написания романа мы убрали картотеку из кулуаров и тем самым изменили будущее, гипотетическим сталкерам-каталогомантам надо будет искать его уже совсем в другом месте.
О библиотеке рассказывается на многих страницах романа, всё процитировать не получится. Вот одна из цитат:
— Бойся истин, сокрытых в древних фолиантах… где слова тиснены золотом, и бумага аспидно-чёрная не тлеет, — повторил он слово в слово, а перед глазами у него маячило в мутном мареве пустое, ничего не выражающее лицо Бурбона, который механически выговаривал чужие и непонятные слова.
Брамин поражённо уставился на него.
— Откуда ты знаешь?
— Откровение было. Там ведь не одна Книга… Что в других? — зачарованно глядя на рисунок Библиотеки, переспросил Артём.
— Осталась только одна. Было три фолианта, — сдался наконец тот, — Прошлое, Настоящее и Будущее. Прошлое и Настоящее сгинули безвозвратно ещё века назад. Остаётся последний, самый главный.
— И где же он?
— Затерян в Главном Книгохранилище. Там — больше сорока миллионов томов. Один из них — с виду совершенно обычная книга, в стандартном библиотечном переплёте — и есть он. Чтобы узнать его, надо раскрыть и перелистать — по преданию, страницы у фолианта действительно чёрные. Но чтобы раскрыть и перелистать все книги в Большом Книгохранилище, придётся потратить 70 лет жизни, без сна и отдыха. А люди там больше дня оставаться не могут, и потом, никто тебе не даст спокойно стоять и рассматривать все тома, которые там хранятся. И хватит об этом.
О библиотеке рассказывается на многих страницах романа, всё процитировать не получится. Вот одна из цитат:
— Бойся истин, сокрытых в древних фолиантах… где слова тиснены золотом, и бумага аспидно-чёрная не тлеет, — повторил он слово в слово, а перед глазами у него маячило в мутном мареве пустое, ничего не выражающее лицо Бурбона, который механически выговаривал чужие и непонятные слова.
Брамин поражённо уставился на него.
— Откуда ты знаешь?
— Откровение было. Там ведь не одна Книга… Что в других? — зачарованно глядя на рисунок Библиотеки, переспросил Артём.
— Осталась только одна. Было три фолианта, — сдался наконец тот, — Прошлое, Настоящее и Будущее. Прошлое и Настоящее сгинули безвозвратно ещё века назад. Остаётся последний, самый главный.
— И где же он?
— Затерян в Главном Книгохранилище. Там — больше сорока миллионов томов. Один из них — с виду совершенно обычная книга, в стандартном библиотечном переплёте — и есть он. Чтобы узнать его, надо раскрыть и перелистать — по преданию, страницы у фолианта действительно чёрные. Но чтобы раскрыть и перелистать все книги в Большом Книгохранилище, придётся потратить 70 лет жизни, без сна и отдыха. А люди там больше дня оставаться не могут, и потом, никто тебе не даст спокойно стоять и рассматривать все тома, которые там хранятся. И хватит об этом.
Два названия — считаю, это мало. Помощь зала и звонок другу: может быть, вы знаете другие художественные книги, где Ленинка (или пусть Румянцевский музей, предшественник Ленинки) не просто упоминаются мельком, а стали местом действия и частью сюжета?
</div>