«АДАМ И ЕВА» БАРАНОВА-РОССИНЕ (1912)
Музей Тиссен-Борнемисса
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4056820/4056820_800.jpg)
Владимир Баранов-Россине жил и трудился в Париже, после Февральской революции вернулся в Россию, но в 1925 году предпочел снова уехать во Францию. Погиб он в Освенциме. Тема Адама и Евы — одна из его любимых, художник возвращался к ней несколько раз. Во всех вариантах картины внимание приковывает солнце в центре — недавно сотворенное, столь же юное и горячее, как и перволюди.
«РУССКИЙ XX ВЕК I» БУЛАТОВА (1991)
МАГМА
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4056958/4056958_800.jpg)
Эрик Булатов — один из главных русских художников второй половины ХХ века и создателей постмодернистского стиля соц-арт («социалистического» варианта поп-арта). Его серия «Русский ХХ век», к которой принадлежит эта картина, изображает идиллический родной пейзаж, над которым угрожающе нависает римская цифра «ХХ». В этой картине символ века превращается в лучи прожектора — то ли тюремного, то ли кинематографического.
«ПРОУН» ЛИСИЦКОГО (1922–1923)
Стеделийк ван Аббе-Музеум
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4057891/4057891_800.jpg)
Эль Лисицкий — один из столпов русского авангарда, мастер супрематизма. Следование открытиям Малевича заметно и в этом «проуне» (аббревиатура от «проект утверждения нового»), этим словом собственного изобретения Лисицкий называл свой личный вариант супрематических композиций, в котором геометрические тела становятся трехмерными.
«ШАР УЛЕТЕЛ» ЛУЧИШКИНА (1926)
ГТГ
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4058196/4058196_600.jpg)
На картине наивного абсурдиста Сергея Лучишкина — уже городские джунгли, хотя вокруг еще 1920-е годы. С одной стороны, здесь трагедия ребенка, потерявшего воздушный шарик. Но картину ругали за еще больший пессимизм: в одном из окон домов, сходящихся в давящей перспективе, виден повесившийся человек.
АВТОПОРТРЕТ МАЛЕВИЧА (ОК. 1910)
ГТГ
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4058595/4058595_600.jpg)
Создатель «Черного квадрата» рисовал людей, снабженных всеми конечностями и органами чувств, редко — предпочитал превращать человеческие фигуры в наборы конусов и кубов. Но когда рисовал — выходило мощно. Лучше всего получались, разумеется, собственные портреты. Этот автопортрет эффектен немигающим взглядом пристальных глаз, подсмотренным автором чуть ли не у Спаса «Ярое Око».
«ВОССТАНИЕ» РЕДЬКО (1925)
ГТГ
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4059079/4059079_800.jpg)
Самое странное изображение Ленина в Третьяковской галерее написано полузабытым Климентом Редько. Вождь, который умер за год до создания полотна (его смерть и подтолкнула художника) изображен здесь будто какой-то гигантский регулировщик на городской площади. При этом композиционная схема ромба в квадрате отсылает к иконе Богородицы «Неопалимая купина», а колорит ассоциируется и с революцией, и с адским пламенем.
«ТАНЕЦ. БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ» РОДЧЕНКО (1915)
ГМИИ
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4059140/4059140_600.jpg)
До того как выработать свой фирменный авангардный стиль, Александр Родченко увлекался другими направлениями, модными в европейском искусстве того времени. На этом раннем полотне, оказавшемся в Отделе личных коллекций ГМИИ вместе с другим наследием Родченко и его любимой Варвары Степановой, — некая посткубистская абстракция, больше французская по духу, чем русская.
«ФОРМУЛА ВЕСНЫ И ДЕЙСТВУЮЩИЕ СИЛЫ» ФИЛОНОВА (1927–1928)
ГРМ
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4059531/4059531_800.jpg)
Среди картин Павла Филонова трудно выбрать негипнотическую. Сначала возникает вопрос о его душевном здоровье, но полотна с коммунистами и трудовыми подвигами, написанные ради хлеба насущного, доказывают, что мастер четко осознавал, что пишет. Как и другие художники начала ХХ века, он имел собственную художественную идеологию: филоновская называлась «аналитическое искусство» — формы в его картинах росли по принципу органики, как прорастающее зерно.
«ФЕНОМЕН» ЧЕЛИЩЕВА (1936–1938)
ГТГ
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4059821/4059821_800.jpg)
Мистический сюрреалист Павел Челищев посвятил эту картину, написанную в эмиграции, изображению ада. Себя художник изобразил в левой части полотна за работой; среди других обитателей того света — Петр Великий в образе младенца, играющего в мяч, и писательница Гертруда Стайн, которая сидит у пещеры и вяжет покрывало Изиды. Еще он написал «Чистилище», которое под названием «Игра в прятки» показывают в Нью-Йорке. А вот «Рай» написать не успел.
«НОВАЯ ПЛАНЕТА» ЮОНА (1921)
ГТГ
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/4060063/4060063_800.jpg)
Константин Юон вошел в историю русского искусства мирными пейзажами в импрессионистском духе. Тем сильнее поражает его картина, посвященная, как говорят, Октябрьской революции. Впрочем, она вполне в духе его серии еще 1900-х годов «Сотворение мира», где художник увлекается космической темой.
для сайта Культура.рф.
***
Предлагайте ваши варианты самых гипнотических русских картин:
UPD:
сибирский художник эпохи модерна из фондов нашего музея, а фамилию я забыла
![](https://ljplus.ru//img/m/i/michletistka/54.jpg)
Борисов-Мусатов В.Э. - Водоем. 1902
Михаил Назаренко:
Исаак Левитан. "Над вечным покоем", 1894
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/95/Levitan_nad_vech_pok28.jpg)
Наталья Ковальчук много накидала интересного
Георгий Нисский, "В пути", 1963
![](https://artchive.ru/res/media/img/oy1000/work/43c/259463.jpg)
Евгений Ухлаев, "Надежда", 1987
![](https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/564x/c8/0a/07/c80a07a7f1972526a3c965deb1780773.jpg)
Алексей Сундуков, "Очередь", 1986
![](https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/564x/39/5f/95/395f95c5e32d58b28dcdcc3206900a5c.jpg)
Леонид Чупятов. Лестница. Ок. 1925
![](https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/d1/64/0d/d1640df8c74640064d95b7bdf9979c9a.jpg)
***
Также интересно:
- 7 художников-насильников от эпохи барокко до наших дней -- и их картины
- Братки и Ренессанс: как в эпоху Возрождения рисовали портреты опасных мужиков с оружием
- Как Гоголь, Толстой и прочие искали свой имидж (или Про важность барбершопов для истории литературы)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →