Кто такой Людовик Святой
Французский король-крестоносец Людовик IX, который жил в XIII веке — единственный из французских королей, ставший святым. Это идеальный рыцарь, законодатель, благочестивый правитель и один из главных спонсоров готического искусства своей эпохи. По отцовской линии он был внуком французского короля-крестоносца Филиппа II Августа, по материнской — правнуком легендарной Алиеноры Аквитанской (то есть его мать была племянницей Ричарда Львиное Сердце). Сам он, в свою очередь, стал дедом Филиппа IV Красивого — отца «проклятых королей» и Изабеллы Французской Волчицы.
Скульптурный портрет Людовика Святого, ок. 1300 г.
Именно в правление внука, Филиппа IV Красивого, Людовик был канонизирован — всего 27 лет спустя после своей смерти. С той поры образцовый государь Людовик Святой стал покровителем французских монархов — недаром большинство из них брали тронное имя в его честь.
Людовик дважды ходил в крестовые походы — во время Седьмого попал в плен к неверным, а во время Восьмого — скончался. Поэтому Католическая церковь могла бы его канонизировать в лике «мучеников», как умершего во время подвига за веру. Однако он удостоился более почетного лика — «исповедник», который означает, что святой отличался безгрешным образом жизни и сделал чрезвычайно много для распространения христианской веры. Именно этому религиозному подвигу Людовика Святого и посвящена выставка в Кремле – а также расцвету готического искусства в период его правления.
Нижняя крышка переплета Евангелия с изображением Распятия
Реликварий с изображением Франциска Ассизского - одно из самых первых изображений стигматизации святого
Покупки короля
Одно из главных достижений Людовика Святого — строительство готической капеллы Сент-Шапель и превращение ее в гигантский реликварий для величайших христианских святынь, которые почитались как католиками, так и православными. Точнее, в первую очередь эти реликвии были именно православными. Веками они хранились в дворцовой часовне византийских императоров в Константинополе — пока не попали в руки западных рыцарей и не поступили в открытую продажу.
вызовет у истинно верующего человека трепет.
Орудия Страстей Христовых – Терновый венец, два фрагмента Креста, цепи, которыми он был прикован к столбу, плат Вероники с Нерукотворным Ликом, Камень Гроба Господня, Копье сотника Лонгина, Баргряница, трость, губка, часть Плащаницы, полотенце с Тайной вечери, две частицы Святой Крови.
И это еще не все – назовем детские пелены Христа, Молоко Богоматери, верхняя часть главы Иоанна Крестителя, главы святых Власия, Климента и Симеона, часть Мафория Богородицы и посох Моисея.
Как такое оказалось «на рынке»? Дело в том, что до окончательного падения Константинополя в 1453 году, город уже бывал разграблен — своими же, братьями-христианами. В 1203 году рыцари Четвертого крестового похода свернули с маршрута, приплыли в Константинополь и, понаблюдав некоторое время за дворцовыми интригами и коррупцией, захватили город. Так возникла Латинская империя, которая существовала 57 лет, пока византийцы не отбили столицу. К тому времени, как Людовик начал собирать свои сокровища, Латинская империя уже была на последнем издыхании, денег отчаянно не хватало, и латинский император Балдуин II де Куртене принялся распродавать самое святое. За 13 тыс. золотых империалов он заложил венецианскому патрицию Терновый венец, выкупить обратно его, разумеется, не смог — и в 1239 году Венеция продала это Орудие Страстей Людовику. Встреча реликвии превратилась в большой христианский и политический праздник — благодаря этому перемещению Париж стал новым «небесным Иерусалимом», Франция — «Землей Обетованной», а Людовик — преемником ромейских императоров.
Людовик помещает Терновый венец в Сент-Шапель. Миниатюра 15 века из манускрипта, представленного на выставке
Далее король стал охотиться за другими закладами разорившегося императора — его послы отправились в Сирию и выкупили несколько предметов, в том числе Крест Распятия, у ростовщиков, местных тамплиеров. Третья партия была приобретена непосредственно в Константинополе. Итак, в 1239—1247 годах Людовик купил практически все священные реликвии, остававшиеся в руках латинян — 22 предмета. По прибытию в Париж они были переложены в новые реликварии и мощевики – шедевры готического декоративно-прикладного искусства и ювелирного дела.
Сент-Шапель
Реликвиям требовался достойный дом. В 1248 году в Париже построили «святую капеллу» — Сент-Шапель, один из главных шедевров готической архитектуры. Помимо византийских реликвий в ней хранились и другие святыни, например, «ребро Марии Магдалины».
Интерьер Сент-Шапель
Главное, что поражает в Сент-Шапель – витражи. Это самый полный ансамбль узорчатых окон XIII века. Конечно, за восемьсот лет витражи пострадали – виной тому пожары, революции и войны. После реставрации XIX века остались небольшие фрагменты, которые было невозможно использовать, поэтому их передали в музей. Эти сияющие сапфировым светом стекла сегодня можно увидеть на московской выставке.
Витражи в экспозиции выставки в Кремле
Остатки готической роскоши
Поздняя история сокровищ Сент-Шапель грустна. Уже короли начали использовать капеллу, когда не хватало денег – например, Екатерина Медичи забирала оттуда драгоценности на продажу. Во время Французской революции все драгоценности были национализированы и отправлены на переплавку или аукционы. А сами христианские реликвии, этот «опиум для народа», уничтожались. Из всего списка покупок Людовика сохранились только Венец и фрагменты Креста (ныне в Нотр-Даме).
Злоключения, которые претерпевали церковные сокровища Франции, оказывается, не уступают трагедии русского церковного искусства после Октябрьской революции. По этой причине большинство шедевров на выставке в Кремле – «сироты». Да, они были созданы в эпоху Людовика Святого. А что было с ними дальше – остается угадывать. В музеи большинство из них попало от частных лиц, вероятно, выкупавших их у революционеров – грабителей церквей. Помимо французских музеев – Лувра, Клюни, Национальной библиотеки, а также весьма любопытных провинциальных музеев, в выставке принял участие Эрмитаж. И предоставленные им лиможские эмали и резная слоновая кость по уровню не уступают приезжим экспонатам. Многие из них годами скупал в послереволюционном Париже дипломат Александр Базилевский.
Ковчег-реликварий с изображением Христа во славе, Распятия и святых
Блеск витрин
Из всех экспонатов выставки достоверное отношение к Орудиям Страстей имеют лишь несколько вещей. Наиболее эффектный – хрустальный «бублик», стеклянный реликварий, внутри которого когда-то помещался Терновый венец. Увы, это не средневековое сокровище – его изготовили лишь в 1806 году, когда спасенную реликвию поместили в Нотр-Дам.
Реликварий св. Тернового венца. 1806
А это меня сфоткали с "бубликом" и продают теперь за деньги / Агентство "Москва", фото Александр Авилов
Зато XIII веком датируется корона-реликварий, где помещался шип от Венца и щепка от Креста. Правда, она не парижская, а из доминиканского монастыря в Льеже – но монастырю фрагменты реликвий прислал сам Людовик.
Корона-реликварий. Ок. 1260-1280
Кроме произведений ювелирного искусства и витражей на выставке представлены скульптуры, иллюминированные рукописи, монеты и подлинные документы времен Людовика Святого.
Богоматерь с младенцем
Навершие посоха. 1-я пол. 13 века
Информация про билеты -
500 рублей стоит единый билет на посещение выставки и архитектурного ансамбля Соборной площади (для основной категории граждан)
доступен Онлайн и в кассах
выставка работает до 4 июня 2017 года http://saintlouis.kreml.ru