От богинь, колдуний и девственниц с бантиками до героинь-патриоток и коварных соблазнительниц (впрочем, тоже патриоток). И все в шедеврах живописи. С наступающим!
АФИНА
Среди кровожадных, жестоких и развратных героев древнегреческой мифологии один из самых по-человечески симпатичных персонажей – это Афина, богиня мудрости и справедливой войны. Не зря в кино ее играли Изабелла Росселини и Мишель Пфайфер. Изображать Афину принято в шлеме и с копьем в руке. А на ее нагрудном доспехе часто помещали отрубленную голову Горгоны Медузы, либо ее схематическое изображение, как на этой картине Климта.
Густав Климт. «Паллада Афина». 1898. Исторический музей города Вены
Если вглядеться, то на полотне можно узнать и другие традиционные атрибуты Афины, которые под кистью великого художника эпохи модерна стали почти неузнаваемыми. На заднем плане, рядом с копьем едва намечен силуэт мудрой совы, традиционного спутника Афины. В руке богиня Климта держит небольшую статуэтку обнаженной женщины – по всем правилам это должна быть богиня победы Ника, которую рисовали все-таки одетой. Но Климт заменил ее на символ «обнаженной истины» – Nuda Veritas. Искорка в руке голой Правды – это зеркало, в котором каждый должен увидеть себя. Необычная рама полотна – тоже произведение искусства, она выполнена по собственному эскизу Климта.
ЦИРЦЕЯ
Эта волшебница из древнегреческих мифов получила дар чародейства от отца – бога солнца Гелиоса. Колдунья Медея приходилась ей племянницей – и обе они были колхидскими царевнами, то есть выросли на побережье современной Грузии. В юности Цирцею выдали замуж за царя сарматов – народа, жившего на территории нынешнего Причерноморья, но вскоре она его отравила, захватила власть над страной и стала править самостоятельно. Когда Цирцею свергли, она бежала на край света и поселилась на собственном острове в Средиземном море. Всех мужчин, которые попадали на остров, Цирцея превращала в зверей – кого в свиней, а кого во львов. Только хитроумный Одиссей сумел спастись от этой участи и покорить сердце Цирцеи.
Джон Уильям Уотерхаус. «Circe Invidiosa», 1892. Художественная галерея Южной Австралии (Аделаида)
Автор картины живописец Уотерхаус принадлежал к художественному кружку прерафаэлитов, которые восхищались сильными и загадочными женщинами, Прекрасными Дамами и «Belle Dame sans Merci» («безжалостными красавицами»). Одетая в изумрудное Цирцея на этом полотне и прекрасна, и безжалостна: она льет волшебное зелье в волны, где привыкла купаться красавица Сцилла – ее соперница в любви к морскому богу Главку. Заколдованная Сцилла превратится в чудовище (щупальца уже различимы в волнах) и поселится на скале напротив Харибды.
ЖАННА Д’АРК
Другая сильная женщина, история которой зачаровывала прерафаэлитов – Жанна д’Арк, простая крестьянка, которая взяла в руки оружие, и ведомая голосами святых, отправилась спасать родину от английского вторжения. Впрочем, о ее подвигах и трагической смерти знают все. Любопытно другое – для этой картины позировала Джейн Моррис, простая дочь конюха. Россетти вместе с другом, художником Берн-Джонсом случайно встретил ее в театре и, восхитившись красотой девушки, пригласил в натурщицы. Джейн позже вышла замуж за художника Уильяма Морриса, выучила итальянский и французский, овладела фортепьяно, стала писать неплохие стихи и переводить. Благодаря этому преображению она считается одним из прототипов Элизы Дулиттл из пьесы Шоу «Пигмалион».
Данте Габриэль Россетти. «Жанна д’Арк». 1882, Музей Фицуильяма (Кэмбридж, Великобритания)
На картине Жанна д'Арк изображена будто целующей меч – символ освобождения страны. Ее роскошные рыжие волосы распущены – Россетти с удовольствием писал кудри Джейн Моррис, которая, не смотря на то, что была женой его друга, стала и его любовницей. На заднем плане нарисованы цветы, похожие на ирисы – так реалистично художник написал геральдическую лилию французских королей «fleur-de-lis», которая действительно, по мнению некоторых ученых, на самом деле не лилия, а ирис.
КЛЕОПАТРА
Царица египетская Клеопатра VII прославилась умом и обаянием, благодаря которым покорила сердца таких врагов своей страны и великих полководцев, как Марк Антоний и Юлий Цезарь. Судя по сохранившимся скульптурам и монетам, красавицей Клеопатра не была – однако в искусстве эту знаменитую женщину принято изображать неотразимой. Легенда, которую записал древнеримский историк Аврелий Виктор, гласит, что царица иногда дозволяла мужчине стать на одну ночь своим любовником – но лишь с тем условием, что наутро он будет казнен. Мы знаем этот сюжет по «Египетским ночам» Пушкина, но той же истории посвящена новелла Теофиля Готье «Ночь Клеопатры». Именно эта новелла стала основой балета, музыку к которому в 1900 году сочинил композитор Антон Аренский.
Леон Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра» на музыку А.С.Аренского. 1909.
Премьера балета состоялась в 1908 году в рамках «Русских сезонов» Дягилева. Клеопатру танцевала Ида Рубинштейн. Успех был ошеломляющий – во многом благодаря великолепным костюмам и декорациям работы Леона Бакста. Один из сохранившихся рисунков – эскиз наряда Клеопатры для ведущей актрисы. Тут, конечно, больше не от истинной Клеопатры, а от Иды Рубинштейн – балерины, которая не считалась настоящими знатоками театра за гениальную танцовщицу. Однако с помощью своего характера и темперамента Рубинштейн вошла в историю искусства (в том числе русской живописи – вспомним ее портрет кисти Серова), получала прекрасные роли, стала звездой. И вдобавок, не пропала в эмиграции, а собрала собственную труппу и ездила с гастролями.
СВЯТАЯ ЕЛЕНА
Елена, чье полное имя звучит как Флавия Юлия Елена Августа – одна из самых выдающихся женщин Византийской империи. Собственно, практически из-за нее эта империя и возникла – ведь ее создал сын Елены, Константин Великий. Вдобавок, она – в числе шестерых женщин, которые почитаются «в лике равноапостольных», то есть наравне с апостолами (среди них – Мария Магдалина, Нина Грузинская и Ольга Киевская). Такую великую судьбу ничего не предвещало: Елена родилась в простой семье и, судя по всему, работала служанкой в трактире отца. Там с ней и познакомился полководец Констанций I Хлор, будущий римский император, которому она родила сына Константина. Однако Констанций бросил Елену, чтобы жениться на дочери императора, своего соправителя. Время реванша Елены настало, когда ее сын стал императором – он провозгласил мать «августой» (то есть царицей) и высказывал ей всяческое почтение.
Паоло Веронезе. «Видение святой Елены». Ок. 1580. Ватиканская пинакотека
Как и Константин, сделавший христианство государственной религией империи, Елена была христианкой. На картине Веронезе запечатлен легендарный эпизод из ее жизни. Согласно житию, как-то Елена заснула, и ей было видение, в котором ей повелевалось отправиться в Святую Землю и найти реликвии, связанные с Христом. Веронезе изобразил этот сон в виде ангела, который показывает Елене крест, на котором был распят Иисус. Она действительно отправилась в Иерусалим и произвела раскопки на Голгофе четыре века спустя после казни. Найденные ею реликвии (крест, гвозди и табличка INRI) почитаются христианами как подлинные.
ЮДИФЬ
История храброй вдовы Юдифи известна из Ветхого Завета. Когда враги взяли в осаду ее родной город, Юдифь нарядилась в богатые одежды и, выдав себя за предательницу-пророчицу, отправилась во вражеский лагерь. Она пообещала ассирийцам показать путь в крепость, и так понравилась полководцу Олоферну, что тот пригласил ее на ужин и попытался соблазнить. Однако Юдифь напоила его вином, а когда Олоферн заснул, отрубила ему голову и с триумфом возвратилась в родной город. Смятенные враги свернули осаду.
Джорджоне. «Юдифь». Ок. 1504. Эрмитаж
Сюжет гибели Олоферна стал одним из самых популярных в эпоху барокко, однако в то время живописцы смаковали сцену насилия, изображая непосредственное убийство и потоки крови. Картина кисти Джорджоне написана раньше, в эпоху Высокого Возрождения, когда идеалом были спокойствие и гармония. Именно этими чувствами и исполнено полотно. Юдифь на нем напоминает не яростную мстительницу и патриотку, а безмятежную античную богиню. С первого взгляда отрубленную голову Олоферна, которую она попирает ногой, можно и не заметить.
ЕЛИЗАВЕТА ТЮДОР
Английская королева Елизавета I вошла в историю как одна из самых великих женщин-правительниц. Она смогла удержаться на троне, несмотря на сомнительность своего права на наследования, многочисленные католические заговоры и войны. И все это – без крепкого мужского плеча: королева громогласно объявила себя «Девственницей» и решительно отказалась выходить замуж. Среди ключевых событий ее царствования – разгром испанской флотилии, Непобедимой Армады, которая направлялась к берегам Англии в 1588 году. Более ста испанских кораблей две недели бились в проливе Ла-Манш с английскими и голландскими судами.
Неизвестный художник. Портрет Елизаветы I («Armada portrait»). 1588, Уоберн-Эбби (Великобритания)
Аллегорический портрет Елизаветы, называемый «Armada portrait», посвящен именно этой победе. Картина полна множества деталей, которые любопытно разглядывать. В окнах на заднем плане видно море – и два разных эпизода битвы: на одном английские корабли только готовятся к бою, на другом испанские уже терпят кораблекрушение у ирландских берегов. Рука королевы опирается на глобус, причем ее пальцы лежат на Америке, что символизирует владычество Англии над Новом светом. Платье вышито символами солнца, то есть власти, а многочисленные жемчужные ожерелья обозначают луну, то есть девственность королевы. Подлокотник в виде морской сирены – еще одно напоминание о гибели вражеских моряков на море.
МАРИАННА
У символа Франции – молодой женщине во фригийском колпаке, есть личное имя – Марианна. Ее статуи и бюсты стоят во французских госучреждениях, а голова печаталась на марках и на монетах. Нетрудно догадаться, что на картине Делакруа ей 38 лет: Марианна родилась во время Великой Французской революции. Тогда в 1792 году Национальное собрание постановило, что на печати нового государства будет изображена женщина с копьем и фригийском колпаке (том самом, который носили восставшие рабы Спартака). С тех пор новый символ государства не исчезает из французского искусства.
Эжен Делакруа. «Свобода на баррикадах». 1830, Лувр
Картина Делакруа «Свобода на баррикадах», написанная в 1830 году – одно из самых знаменитых изображений Марианны. Полотно было создано по следам только что прогремевшей Июльской революции, окончательно свергшей Бурбонов. Марианна, то есть Свобода, здесь с обнаженной грудью – это символизирует самоотверженность парижан тех дней, которые шли на врага буквально «с голой грудью». В одной руке у нее трехцветный флаг, в другой ружье. На голове у нее, опять-таки, тот самый хрестоматийный головной убор.
(c) Софья Багдасарова,
журнал MY WAY, март 2017
mywaymag.ru
Дополнительное чтение:
- Была ли Юдифь шпионкой Моссад?
- Подробности о том, как коварно Цирцея убила своего украинского мужа
- Ида Рубинштейн во всех видах, но не у Серова. Оказалось, много кто рисовал