Самый великий:
«Иван Грозный» (1944) Сергея Эйзенштейна.
Историческая драма «Иван Грозный», хоть и не так растащена на цитаты, как эйзенштейновский же «Броненосец», но тоже вошла в историю жанра и до сих пор занимает высокие места в мировых кинорейтингах. Во-первых, благодаря множеству режиссерских находок. Во-вторых, из-за убийственной по энергетике игры актеров. Не забудем и саундтрек, написанный самим Сергеем Прокофьевым, который впоследствии лег в основу балета «Иван Грозный».
Композитор и режиссер работали над картиной вместе: что-то было написано заранее, и Эйзенштейн строил кадр «под музыку», часть — Прокофьев писал, ориентируясь на снятый материал и слушая пожелания Эйзенштейна. «Эти пожелания часто бывали очень образными, — вспоминал Прокофьев. — Например, — «вот здесь надо, чтобы звучало так, как будто у матери вырывают из рук ребенка».
Судьба фильма символична для эпохи. Он вышел на экраны последний год Великой Отечественной «по заказу» Сталина. 1-я серия всем очень понравилась, личность царя — его играл Черкасов — подкупала. Съемочную группу осыпали всеми возможными наградами. А потом вышла 2-я серия и все рухнуло. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 августа 1946 года гласило: "Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма "Иван Грозный" обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клукс-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей, слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета".
Третья серия так и не была доснята.
Самый милый:
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
В комедии Гайдая царя и его двойника-управдома играет Юрий Яковлев, хотя мог сыграть и Никулин. Кстати, фильм снят по пьесе Булгакова, написанной в 1930-е годы. В то время звонок в милицию о том, что в Москве видели настоящего царя, вызывал совсем другую реакцию — недобитых Романовых за границей еще оставалось много.
Царь в этом фильме — внимательный, величественный, умеет разбираться в людях и контролировать ситуацию. Особенной жестокости за ним не замечено. Он быстро осваивается с кризисной ситуацией и техникой, проникается очарованием Высоцкого, пьет водку (настоящий русский!), жалует Якина шубой с барского плеча, благословляет его с «боярыней» и т. п. А вот управдом Бунша, заняв чужое место, разбазаривает народное достояние — ту же Кемскую волость, напивается на банкете, ухаживает за чужой женой. И вообще, если б не помощь вора-рецидивиста, не продержался бы в прошлом и минуты. Говорят, это скрытая пародия на нерадивых управленцев, занявших «трон Ивана Грозного» в эпоху застоя. Каким бы ни был политический подтекст ленты, талант главного комедиографа страны обеспечил ей место любимого фильма в сердце народа.
Самый скандальный:
«Царь» (2009)
Фильм Павла Лунгина с Петром Мамоновым в главной роли. Первоначально его думали назвать «Иван Грозный и митрополит Филипп»: и действительно, митрополит, который оказался последней ролью Янковского, совершенно равноценное действующее лицо киноленты.
Такое большое внимание к борьбе царя с Церковью — заслуга XXI века. В советских фильмах, даже если б и собрались рассказывать о его конфликтах с православием, вышло бы, наверно, что так замученному митрополиту и надо. А вот у Лунгина уже — обильная рефлексия. Да и царь, по замыслу режиссера, вышел дикий, талантливый и бесноватый. Противоречивый. Отсюда множество самых разных, иногда совсем злобных рецензий, которыми несколько месяцев после премьеры пестрили СМИ и блоги.
Самый стереотипный:
«Кабинет восковых фигур» (1924)
В западных фильмах Иван Грозный с регулярностью появляется в качестве ожившего манекена, наводящего страх и трепет. Из последних примеров — «Ночь в музее-2» Бена Стиллера. Однако началось это намного раньше. Например, в немецкой киноленте 1924 года подобное страшилище сыграл Конрад Фейдт, звезда ужастиков того времени (именно он снимался в «Кабинете доктора Калигари»).
Фильм рассказывает о молодом поэте, попавшем в оживший музей восковых фигур, и примерно разделен на три части — «Гарун-аль-Рашид», «Иван Грозный» и «Джек Потрошитель». Наглядная иллюстрация того, какое место наш царь занимает в западном массовом сознании — нечто среднее между халифом в золоте и убийцей со скальпелем.
Самый разный:
«Иван Грозный» (2009)
16-серийный фильм телеканала «Россия», снятый режиссером Андреем Эшпаем и продюсером Владимиром Досталем. Главное достоинство ленты — пожалуй, размер. В 10 с лишним часов уместили всех жен, любовниц, врагов и соратников царя, второстепенных персонажей и сюжетные ходы, которые обычно исчезают из полнометражных фильмов из-за недостатка времени.
Жизнь Ивана проходит перед зрителем от отрочества до самой смерти. Поэтому его сыграли целых три (а некоторые говорят, и четыре) артиста. Главный, сыгравший в 11 сериях, — Александр Демидов, ученик Захарова и эмигрант, прилетевший прямо со съемок какого-то израильского телесериала. В гриме он, говорят, похож на молодого Николая Черкасова, эталонного эйзенштейновского исполнителя. А упрекают сериал в дешевизне костюмов, декораций и упрощении событий и психологизма. Адекватный ответ на запросы массового зрителя, с такой страстью голосовавшего за царя в конкурсе «Имя России».