Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Очень краткая история подделок


источник: https://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=1345
перевод очерка некоего Адриана Дармона http://www.artcult.fr/_Sommaire/
сделанный участником форума LCR в 2008 году


Искусство подделки ведет свою историю с древних времен, когда искусство, в первую очередь религиозное, заняло важдую роль в обществе. Все началось с заимствований методов производства, затем - стилистических характеристик предметов. Художники и ремесленники Египта стали делать копии и экспортировать их, что не помешало и соседним народам копировать образцы египетского искусства. Обосновавшись в Александрии, греки очень быстро наладили производство таких копий.

Многие шедевры древнегреческого искусства стали в Риме каноном красоты. Сответственно, их вывозили из Греции, затем копировали. Однако богатые патриции непременно хотели, чтобы покупаемые ими произведения искусства были подлинными. Тогда торговцы, не слишком мучимые угрызениями совести, нашли способ быстро обогатиться, наладив производство копий, которые они выдавали за оригиналы и продавали неискушенным клиентам. Им помогали в этом бесчестном, но прибыльном деле художники. Производство подделок в Античности прекратилось с нашествием варваров, уничтоживших произведения повсюду на территории Рима.

Христианство интересовалось прежде всего религиозной стороной искусства, и с VI по XIV века в Европе подделывали исключительно мощи святых и реликвии, как, например, Туринскую Плащаницу, которая долгое время считалась подлинным саваном Христа. Ее технико-технологическая экспертиза показала, что она была выполнена в XIII веке.

Теперь поинтересуемся разницей между копией и подделкой. Любая копия не является подделкой. Для того чтобы овладеть техникой, художники копировали своих предшественников, прославленных мастеров прошлого, и, прежде всего, античные памятники. Однако со временем любители и торговцы искусством стали принимать эти копии, замечательно выполненные большими художниками, за подлинники античного искусства.

Иногда художник выдавал свою копию за оригинал, чтобы доказать, что он не уступает в мастерстве великим творцам прошлого. Так, Микельанждело изваял статую, которую он продал кардиналу, выдав ее за римский подлинник. Узнав о том, что его обманули, в приступе гнева кардинал уничтожил ее. Многие художники XVII века представляли монархам свои копии, чтобы получить их покровительство, так, Веласкез и Лё Брэн использовали эту уловку в начале своей карьеры.

Делая "учебные" копии, художники развлекались, выдавая их за оригиналы - Рафаэль изготовил насколько фальшивых Перуджино, кисти Делакруа принадлежат Грёзы, Ватто, Веласкезы и Рубенсы, Ван Дейк тоже сфабриковал Рубенсов.
Таким образом, пока искусством управляла церковь, подделок было немного, но как только сильные мира сего стали коллекционировать произведения искусства, количество подделок сразу возросло.

Однако настоящий расцвет искусства подделки наблюдается в начале XIX века, с появлением индустриального общества. Были заново открыты великие мастера XVIII века - Ватто, Фрагонар, Буше, Рейнолдс и Гейнсборо, и художники "второго ранга" занялись производством копий и имитаций этих художников, вошедших в моду. Позже эти имитации были приняты за подлинники.

Мода на путешествия по Европе, введенная английскими аристократами, также сыграла свою роль: итальянские антиквары сочли своим долгом удовлетворить чаяния многочисленных "туристов экстра-класса" приобрести картину или скульптуру старых итальянских мастеров, так что производство подделок наладилось.

Во Франции мода на готику с легкой руки Виоле-Лё Дюка породила многочисленные подделки лиможских эмалей. Много шума наделала история Лувра, который купил золотую тиару, якобы скифского происхождения, которую совсем незадолго до того изготовил один искустный российский ювелир. Эта тиара была продана Лувру двума румынскими жуликами, братьями Хохманн, и выставлена на обозрение зрителей 1-го апреля 1887 г. (симптоматичная дата!), но уже в скором времени специалисты выразили свое сомнение по поводу ее аутентичности, так как рельефы на ней были в слишком хорошем состоянии - как будто их делали вчера, а не 23 века назад! Консерватор Мюнхенского музея, преведший экспертизу, заявил, что она представляет собой монтаж античных элементов различного происхождения. Было произведено расследование, которое обнаружило в Очакове мастерскую изготовления фальшивок, принадлежавшую братьям Хохманн, а чуть позже один ювелир - конкурент нашего незадачливого поддельщика - выдал его следователям. Однако эти последние не поверили, что он действительно создал эту тиару, и обиженный поддельщик приехал в Париж, где на глазах у изумленных сотрудников Лувра повторил свои работу.

В 1873 г. братья Пенелли сфабриковали этрусский саркофаг. Они захоронили его, а потом "открыли". Он имел такой "настоящий" вид, что Британский музей купил его. Саркофаг этот считался одним из самых замечательных предметов этрусского искусства до тех пор, пока один из братьев-поддельщиков, мучимый угрызениями совести, не признался в обмане.

Успех таких художников, как Коро, привел к увеличению числа копий с их картин. Нужно заметить, что Коро, например, ничуть не сердило появление многочисленных имитаторов, наоборот, он приглашал их в свою мастерскую, давал им ценные советы и даже ставил на их произведениях свою подпись!

Другим художником, которого очень много подделывали, был Монтичелли.

В конце 70-х годов XIX века появились торговцы искусством, увлеченные модернизмом или просто хорошо чувствующие выгоду, - Дюран-Рюэль, Вильденштайн, Зелигманн, Руар и другие - а также коллекционеры, располагающие практически неограниченными капиталами. Ротшильд, Пирмонт, Морган, а также русские купцы начали интересоваться работами Монэ, Манэ, Писарро, Ренуара. Но настоящая волна подделок началась во время Первой мировой войны: офицерам немецкой оккупационной армии были проданы тысячи фальшивых Коро (не менее 10000), сделанных в мастерских подделок в Брюсселе. Появились и первые подделки мастеров импрессионизма и постимпресионизма, от Сезанна до Ван Гога. Вламинк, впоследствии ставший знаменитым художником, в молодости подделывал Коро и Сезанна, чтобы обеспечить свое существоввание.

К 20-м годам цены на Ван Гога, прославившегося лет через 15 после смерти, стремительно выросли, а полный каталог его работ был все еще в стадии составления, поэтому Ван Гог заинтересовал поддельщиков. Клиентура к этому времени сильно разрослась, и многие маршаны, в том числе и очень известные, как, например, лорд Дювин, не устояли перед соблазном продать искустно подделанных Ван Гогов богатым, но не искушенным в искусстве клиентам.

Золотой век поддельщиков наступил с 1925 г., и не только в живописи - мебель XVIII века изготовлялась в мастерских Андрэ Майфера в Орлеане, а потом продавалась в качестве подлинной. Сам Майфер не участвовал в сбыте этих фальшивок очень высокого качества, но никогда не опротестовывал "аутентичность" предметов, сделанных в его мастерских.

В начале 1930-х Ханс Хенрикус Ван Мейгерен, нидерландский художник, раздосадованный критиками, не уделявшими должного внимания его таланту, приступил к тщательному изучению великого Яна Вермеера (1632-1675). Искусствоведам к этому времени было известно не более его 40 работ. И Мейгерен решил "воссоздать" утраченные работы Вермеера Дельфтского, сюжет большинства из которых носил религиозный характер.

Мейгерен, реставратор и преподаватель живописи, обладал широкими знаниями техники и иконографии Вермеера. Он понимал, как он может использовать тот факт, что Вермеер был "открыт" только в середине XIX века и совсем недостаточно изучен (первая его ретроспективная выставка состоялась в музее Роттердама всего лишь в 1935 г.). Два года Мейгерен провел в Провансе, тщательно изучая технику Вермеера, а еще через 2 года он снял красочный слой с картины XVII века и написал на ней "Эммаусских странников", после чего представил свое произведение эксперту Абрахаму Бредиусу, пришедшему в полный восторг при виде этого неизвестного шедевра.

Эта подделка была куплена Королевской галереей в Роттердаме за 500000 гульденов, и Мейгерен, обнадеженный своим первым успехом, приступил к "воссозданию" других Вермееров, в частности, картин "Иаков, благославляющий Исаака", "Иисус и женщина, уличенная в прелюбодеянии" и др. В годы немецкой оккупации появились "Прачка" и "Омовение ног", которое было продано на торгах за 1,25 миллионов гульденов.

Смутное военное время помогло Мейгерену в его коммерческой деятельности. Несмотря на то, что многочисленные специалисты недоумевали, констатируя чудесное появление на рынке такого количества потерянных Вермееров, и задавались вопросом об их происхождении, пришлось дождаться поражения Германии, чтобы нидерландские власти составили перечень произведений искусства, вывезенных нацистами, который выявил, что "Иисус и женщина, уличенная в прелюбодеянии" и еще не менее 4-х картин, приписываемых Вермееру, были проданы Герингу и другим нацистским высокопоставленным лицам.
Арестованному за коллаборационизм, так как он продал врагам национальные сокровища, Мейгерену пришлось оправдываться в этом обвинении, что он и сделал, признавшись, что продал немцам подделки, которые он изготовил сам. Он объяснил следователям, что написал их на холстах XVII века, пользуясь теми же пигментами, что и сам Вермеер, а для "состаривания" их использовал печь.

Но ему не поверили, и, в качестве доказательства своих утверждений, он предложил судьям сделать "Вермеера" в присутствии двух экспертов, что и было сделано - так был написан "Иисус, проповедующий во храме", который сегодня кажется нам совсем неловким.

Обыск, произведенный в его мастерской в Ницце, позволил найти пигменты, сходные с теми, которыми пользовался Вермеер, а также одно неоконченное полотно, на котором изображена женщина, читающая письмо. Мейгерена приговорили к 1-му году тюрьмы, где он и умер от сердечного приступа 31-го октября 1947 г.

Тем не менее, его победа ослепительна - ему удалось обмануть критиков и заставить их признать его талант. Кроме того, скандал, в основе которого была эта история, послужил чудовищной рекламой для Вермеера, котировка которого стремительно взлетела. С другой стороны, он посеял панику среди консерваторов музеев, которые стали сомневаться в подлинности Вермееров, которые находились в их собраниям. В результате с картин, ранее считавшихся принадлежащими кисти Вермеера, как, например, "Девушка перед виргиналом", была снята атрибуция. В 1993 г. она была передана на экспертизу в Sotheby's, и потребовалось не менее 10-и лет анализа, чтобы убедиться в ее подлинности. Затем она была отреставрирована, а в 2003 г. продана более чем за 24 миллиона евро.

Можно думать, что если бы Мейгерен орудовал в наше время, когда рынок искусства стал намного более зрелым, а методы анализа - более совершенными, ему не удалось бы так провести специалистов.

Однако, поддельщики, которые действуют в наше время, нашли другие лазейки, позволяющие им вводить в заблуждение экспертов и любителей искусства. Например, англичанин Джон Коккетт, действующий также под именем Джона Дрью, в 1985 г. воспользовался талантом непризнанного художника Джона Майатта, который написал 2 картины, подписанные Беном Николсоном и признанные подлинными. Джону Коккетту пришла на ум отличная идея: во-первых, получить от своих друзей, хорошо известных на рынке искусства, документы, подтверждающие, что эти работы принадлежат им, а, во-вторых, изготовить подложные письма от подделанных художников. Кроме того, Джон Коккетт получил разрешение просмотреть архивы различных музеев, таких как Тэйт Галлери и лондонский Институт Современного искусства Курто, в которых были списки произведений Николсона, и нашел способ внести в эти списки изготовленные по его заказу фальшивки. Он был арестован в 1999 г. и приговорен к 6-и годам заключения. Через 2 года его досрочно выпустили на свободу.

В конце 1960-х на арене появился другой поддельщик - Эльмир де Хори, венгерского происхождения, который продал массу подделок в США про посредничестве бывшего танцора балета Фернана Легро, не имевшего себе соперников в деле надувания богатых дураков.

Эльмир де Хори, родившийся в 1905 г. в Венгрии и проживавший на острове Ибиса, обладатель многочисленных псевдонимов - Эльмир фон Хури, Барон Эльмир Хоффманн, Йозеф Дори, Йозеф Дори-Бутин и т.д. - играл роль загадочного персонажа, богатого аристократа в изгнании.

Он снимал на острове роскошную виллу и организовывал светские вечера, на которых можно было встретить все сливки общества. Всем своим потенциальным жертвам Хори объяснял, что все его деньги вложены в предметы искусства, и что друзья его - Сальватор Дали и прочие знаменитые люди. Так он и поживал под солнцем Ибисы, не зная забот, пока не разразился скандал на процессе Фернана Легро и его сердечного друга Реаля Лессара, обвиненных в США в том, что они продали десятки фальшивых картин современных художников техасскому нефтяному королю Алгуру Хартлу Мидоусу.

Сам Хори, искренне любивший искусство, провел золотую молодость в Будапеште. В 18 лет он решил изучать искусство - сначала в Мюнхене, а потом, в 1926-1932 гг., в Париже в мастерской Фернана Леже, но не получил признания. В конце Второй мировой войны все имущество его семьи было отобрано венгерскими коммунистическими властями, и этот эстет, сибарит и гомосексуал был вынужден искать способ обеспечить свое существование.

Обосновавшись в Париже, он принялся подделывать известных художников - Пикассо, Матисса, Модильяни - и продавать их наивным и невежественным любителям прекрасного. Постепенно у него завязались контакты с галереями всего мира. Первый раз он обжегся, когда один галерист из Лос-Анджелеса вывел его на чистую воду и пригрозил заявить о нем в полицию.
Испугавшись угрозы ареста и тюремного заключения, Хори прекратил свою прибыльную, но опасную деятельность. В отчаянии он даже пытался покончить жизнь самоубийством, но в 1958 г., сам того не зная, он заключил союз с дьяволом, приняв помощь Фернана Легро, 27-летнего танцора, выдававшего себя за галериста, вращавшегося в международных светских кругах.
Судя по всему, Хори подпал под влияние этого эксцентричного персонажа в черных очках, увешанного драгоценностями и укутанного в меха. Легро сумел польстить Хори, заверяя его в том, что он является великим художником, и убедил его опять взяться за подделки.

Теперь нужно было найти клиентов. Легро едет в США. На границе американские таможенники спрашивают у него, что он везет, он отвечает, что у него в чемоданах находятся копии картин известных художников. Недоверчивые таможенники вызывают экспертов, которые единодушно заявляют, что это - не копии, а самые настоящие оригиналы. Легро платит довольно крупный штраф, но получает таможенную декларацию, в которой написано черным по белому, что все его картины - подлинники!

Тем временем Хори переезжает на Ибису, он считает Легро - не без оснований - жуликом и аферистом, но, тем не менее, продолжает работать на него, переправляя свои подделки в США. Легро вынужден пользоваться услугами уже упоминавшегося Лессара, а также другого поддельщика - Мартуре. Оба они обеспечивают его продукцией на продажу.

И вот Легро нашел идеальную жертву в лице Алгура Хартла Мидоуса, который купил у него около 40 фальшивок за подписью Модильяни, Дерена, Пикассо и Дюфи. К тому же Легро удалось убедить многих французских экспертов и правопреемников художников выдать ему сертификаты подлинности, не задаваясь вопросами о действительной аутентичности картин, которые им показывали.

В конце концов Мидоуса убедили в том, что он стал жертвой афериста, и он подал в суд на Легро, которого арестовали после долгого расследования, ставшего для прессы лакомым кусочком. Вместе с ним пали Хори и Лессар, а актеры рынка искусства опять впали в панику, узнав, что сотни, а может быть и тысячи подделок циркулируют в США, стране, переполненной невежественными и богатыми покупателями произведений искусства. Однако обманутые покупатели подделок были в суде немногочисленны - многие из них предпочли не становиться посмешищем.

В 1976 г., написав мемуары, по которым режиссер Франсуа Решенбах поставил фильм, и вызвав восхищение Орсона Уэллса, считавшего его "поддельщиком века", Хори покончил жизнь самоубийством. В 1979 г. Легро был приговорен к 2-м годам тюрьмы, и срок этот был покрыт предварительным заключением, но этот закоренелый курильщик недолго пользовался ни вновь обретенной свободой, ни щедрой помощью дочери Онассиса - он умер от рака горла в апреле 1983 г.

Реаль Лессар, переехавший в Марокко, написал книгу, в которой описывал многие живописные эпизоды. Наконец, Матурэ в 2003 г. тоже опубликовал свою книгу, в которой он признался в том, что снабжал Легро подделками.

Другим гениальным фальсификатором, на удочку которого попались многочисленные любители искусства, особенно в США, был Давид Штайн, но его в конце концов тоже арестовали после того, как Марк Шагалл случайно увидел подделку, выставленную в витрине одного галериста. Имя Штайна оказалось на первых страницах всех газет, и, парадоксально, это помогло ему зарабатывать себе на жизнь уже после скандала, продавая изготовляемые им уже официальные "копии".

Очень сложно понять побудительные причины изготовителей подделок, тем более, что люди эти очень разного психологического склада. Одни идут на это ради удовольствия обмануть эксперта или галериста, другие видят в этом способ заработать, третьих это просто развлекает...

Один из поддельщиков, которого прозвали "Факсимиле", феноменальный имитатор натюрмортов XVII века, создавал их в 1980-х гг. именно для развлечения, что не помешало некоторым парижским экспертам признать его изделия подлинниками.

Проработав изрядное время реставратором для Государственной службы памятников истории и искусства, Факсимиле приобрел исчерпывающие знания пигментов, использованных художниками XVII века. К тому же его работа дала ему возможность осмотреть во всех деталях произведения, хранящиеся в музейных коллекциях.

Чтобы создать свои имитации, невероятно близкие к оригиналам, ему оставалось только найти адекватную основу, холст или медную доску нужной эпохи. Он принялся продавать свои копии любителям, но в один прекрасный день галеристы увидели их и решили, что эти произведения просто не могут не быть подлинниками! Постепенно некоторые копии были атрибутированы как оригиналы, и галеристы закидали их изготовителя заказами на натюрморты, которые можно было бы приписать великим французским, голландским и фламандским художникам. Около 40 его работ получили сертификаты подлинности, и Факсимиле, почувствовав, что опасность приближается, решил, что настало время распрощаться со своими заказчиками и переселиться из Парижа в какое-нибудь место, где воздух свежее и дышится легче.

Вообще, искусство подделки необыкновенно быстро развилось, когда стал быстро расти рынок искусства, в 1970-е гг. До этого времени рынок этот был достаточно ограниченным, и Париж занимал первое место по продажам с публичных торгов. Положение дел быстро изменилось, когда англосаксонские аукционные дома стали пользоваться современными методами маркетинга, чтобы привлечь новых клиентов. Экономическая экспансия США благоприятствовала появлению новых покупателей, страстно желавших составить собственную коллекцию.

Когда цены на импрессионистов и современное искусство начали стремительно подниматься, Соединенные Штаты стали идеальной почвой для фальсификаторов.

В Нью-Йорке и в Чикаго, в Лос-Анджелесе и в Далласе открываются галереи, чтобы удовлетворить нужды новых клиентов. Однако, не обошлось без проблем, главнейшие из которых заключались в том, что экспертами по наиболее запрашиваемым художником были по большей части не американцы, а французы, и что, покупая картины, любители не предприняли элементарных мер предосторожности – они не сочли нужным проверить действительность сертификатов, сопровождающих эти картины; сертификаты на некоторые произведения были подписаны экспертами, не пользующимися авторитетом; были и собиратели, которые покупали произведения вообще безо всякого сертификата.

Владельцы многочисленных галерей без колебаний продавали сомнительные вещи, выдавая сертификаты, подписанные ими самими и не имеющие никакой ценности. В этом контексте Легро быстро сообразил, как можно извлечь из данной ситуации выгоду, выбросив на рынок США сотни подделок.

В то же время было бы несправедливо обвинять во всем американцев, так как задолго до становления американского рынка знаменитый парижский коллекционер Дюрэ стал жертвой многочисленных жуликов. После его смерти его наследники с изумлением осознали, что в его великолепном собрании импрессионистов и др. было большое количество подделок.

Таким образом, рынок искусства, достигший зрелости, стал объектом двух типов мошенничества – краж и фальсификации, и количество таких действий быстро увеличивалось во всем западном мире. Хитроумные жители Восточной Европы быстро сообразили, что изготовление подделок произведений художников, пользующихся большим спросом в Европе и США, может быть делом весьма выгодным. Так, начиная с 1970 гг., они стали производить ранние работы художников, эмигрировавших на Запад, таких как Шагал и Лисицкий, а также супрематические или конструктивистские холсты знаменитых русских художников. Уже до падения берлинской стены Запад был заполонен подделками Малевича, Гончаровой и Поповой.

Таким образом, повышение цен на произведения художников привело к увеличению подделок. Успех Ботеро в Колумбии сопровождался появлением сонма подделок его холстов и скульптур. Американский рынок был наводнен поделками Эрте, Мура, Родена, Архипенко, Матисса, продававшимися по ценам вне всякой конкуренции. Феномен этот приобрел гигантский размах с появлением Интернета и успехом такого сайта как E-Bay, на котором каждую неделю предлагаются сотни копий и подделок, хитроумные продавцы которых оперируют термином «приписывается» Пикассо, Матиссу, Поповой, Рибере, Фриде Кальо, Ботеро, Дали, Ренуару, Писарро, Гончаровой, Коро, Маке...

Это – настоящая эпидемия для рынка, который страдает от кризиса мировой экономики. Любой художник, который начинает пользоваться спросом, порождает наплыв подделок, как это было в случаях Микельанджело, Рембрандта, Ватто и позднее Вламинка, Дерена, де Кирико, Фужита, Уорхола, Баскиа, Поллока, а теперь Кобмаса и других актуальных художников. Это – в каком-то смысле свидетельство успеха, оборотная сторона медали. Фальсификаторы отлично знают, что распространение подделок карается законом значительно менее сурово, чем, например, распространение поддельных банкнот.

Мы уже говорили о том, что не существует единого психологического типа фальсификатора - так же как и нельзя обрисовать профиль идеальной жертвы – в их числе фигурируют и люди, пользовавшиеся репутацией знатоков. Однако попытаемся все-таки обрисовать особенности подделки.

В отличие от копии, которая является как можно более верным воспроизведением оригинала, подделка заключается в изготовлении композиции, которая не должна быть повторением какой-либо из подлинных работ, с целью обмануть покупателя.

Фальсификатор изготовляет произведение и выдает его за работу художника, которого он подделал, и продает его по цене, соответствующей котировке подделанного художника. Стало быть, для рентабельности этого занятия необходимо выбирать художников с высокими ценами. Для изготовления подделок необходимо иметь талант, быть знакомым со старинными техниками, знать химический состав пигментов, которыми пользовались старые мастера, быть способным создать композицию в духе этих мастеров, а также уметь придумать правдоподобную историю, чтобы объяснить внезапное появление «найденной» работы.

Не все поддельщики обладают чертами характера, необходимыми для того, чтобы обвести покупателя вокруг пальца, и зачастую они оказываются в руках таких дельцов, как Легро, которые скупают у них результаты их деятельности за копейку.

Надо отметить, что некоторые знаменитые персонажи не брезговали фальсифицией – например, Папа Климент VII заказал копию портрета Леона Х кисти Рафаэля и подарил его Федериго II Гонзаго, заверив его, что он получил подлинник. Во всяком случае, торговля подделками держится на персонажах, пользующихся наивностью людей, чтобы остричь их вчистую. Так случилось с П. Р., который постепенно из симпатичного и честного человека превратился в афериста.

Элегантный, прекрасно державшийся, он играл роль высшего менеждера, живущего со своей красивой молодой женой и очаровательными детьми в роскошной вилле, расположенной в фешенебельном предместье. Он разработал целую стратегию обмана наивных любителей изящных искусств.

П. Р. размещал объявления в газетах и журналах по искусству, делая вид, что имеет необходимость продать часть своей впечатляющей по качеству коллекции, чтобы построить бассейн или финансировать какие-то другие работы. Совершая первую сделку с новой жертвой, он продавал подлинную работу, чтобы добиться доверия, при этом он показывал свою коллекцию и намекал, что в недалеком будущем ему придется расстаться еще с несколькими предметами. При всех последующих сделках клиент получал фальшаки.

Эта система отлично функционировала в течение более 10 лет, позволив ему надуть десятки человек, пока клиенты не убедились в том, что он обманул их, и не обратились в суд. Появилась совершенно убийственная статья в еженедельнике «Ле Пуан», в которой рассказывались все подробности его стратегии. В итоге в 2005 г. наш мошенник получил 5 лет тюрьмы, а его миловидная супруга была взята под полицейский надзор.

Однако множество мошенников находится на свободе, у них есть все основания надеяться на то, что расплачиваться им придется еще не скоро, а прибыль обеспечена, пока на свете есть собиратели, готовые купить значительные произведения искусства по умеренной цене.


Tags: art & crime
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments