К недавнему материалу про любовь дьявола к музицированию -- вот еще пачка картинок у меня завалялось, как черт или Смерть играют на скрипке. Пусть будет, для полноты темы.
Скрипка занимает особенное место не только в оркестре, но и в искусстве многих жанров – в том числе литературе и в живописи. Только она, обладательница особенного голоса, бывает волшебной, инфернальной, связанной с потусторонними силами. Дьявол и скрипка, скрипка и дьявол – такое сочетание появляется в литературе и изобразительном искусстве из века в век.
Совершенно достоверно известно, что дьявол прекрасно играет на всех музыкальных инструментах, но особенно любит скрипку. Именно поэтому стихотворение Гумилева «Волшебная скрипка» заканчивается тем, что мальчику разрывают горло бешеные волки, ведь он не смог выполнить условий сделки с чертом. О любви дьявола к скрипке стоит помнить, когда слушаешь «Пляски смерти» Сен-Санса или «Пляску ведьм» Паганини – а также, когда читаешь «Крейцерову сонату» Льва Толстого, которая заканчивается убийством из ревности женщины, которая уж слишком увлеклась исполнением бетховенской сонаты для скрипки и фортепьяно. Почему так вышло, как скрипка стала архетипичным дьяволовым мотивом в искусстве?
Дьявольская трель
Существует несколько легенд, связанных с любовью черта к скрипке. ( Collapse )
Трешак и метал, когда дедлайны, оперу барокко - когда хочу всех убить. Остальное время (95% остального времени, честно-честно!) я весьма позитивна, рок-н-ролл!
Вот подогнали онлайн-радио, которое хорошо зашло, не первый день гоняю: джаз, блюз, рокабилли, сайкобилли, серф. http://coma.fm
Про пятничное чтение с картинками. До конца лета ни за какую целиковую книгу (как мы обсуждали тут), пока точно не возьмусь -- отдохнуть надо. А вот одиночные тексты, типа как сделала "Жирафа" Гумилева и его "Волшебную скрипку" -- сдюжу.
Однако ж хочется делать что-то, что будет интересно не только мне (о, когда-нибудь я перестану думать о фидбэке и вывалю свои темные мрачные пристрастия, и вы тогда содрогнетесь! и забаните меня везде).
Ну так вот, проголосуйте пожалуйста, какое чтиво с картинками на пятницу вам кажется наиболее симпатичным?
Все-таки, оказывается, какая интересная тема -- сопоставлять картины и литературные произведения одного времени. Как-то, при внимательном рассмотрении оказывается, что что-то опережает свой век, а что-то в точности соответствует стилю эпохи, а какие-то картины оказываются из "отстающих", потому что автор душой застрял в предшествующем десятилетии.
Ну ок, раз был гумилевский "Жираф", значит, надо и про его скрипку, тем более, что она того же 1907 года. Кстати, вы возможно не задумывались, но это про то, что истинный скрипач (или поэт), в совершенстве овладевая своим искусством -- отдается дьяволу. Вот у Гумилева есть и прозаический рассказ на эту тему, через год созданный.
Музыка – это нечто мимолетное, то, что исчезает спустя мгновение. Как уловить ее красоту и сохранить для вечности? Ведь ноты – это так бездушно… До изобретения звукозаписывающих приборов это можно было сделать единственным способом – соединив c другим жанром искусства, живописью. B великие художники разных эпох делали это в разных тональностях, вернее – стилях.
Тициан. «Сельский концерт», ок. 1509. Лувр ( Collapse )
Великий художник обожал изображать гитары в своих картинах и даже в скульптурах. C чем это связано, и что происходит, когда подобный инструмент пытаются воплотить в реальной жизни?
П. Пикассо. "Мандолина и гитара". 1924, Музей Гугенхайм
Тема гитары повторяется в работах Пикассо из картины в картину. Главная серия "Гитары" была создана в 1912-1914 годах. А всего с 1903 по 1927 год Пикассо сделал около сотни полотен и коллажей, где фигурирует гитара (впрочем, порой надо быть очень проницательным зрителем, чтобы догадаться -- на полотне именно гитара). ( Collapse )
Давайте взглянем на самые безумные костюмы танцоров эпохи авангарда.
Давеча мы тут обсуждали эскизы Натальи Гончаровой для балета 1915 года, и уважаемый комментатор написал: "Я не настолько знаком с кухней производства театрального костюма, но мне кажется, что данные наброски слишком сыры и малопригодны для пошива костюмов по ним: неясны ни материалы, ни фактуры, все очень стилизовано и обобщенно. Это, скорее, первые стадии творческого поиска, нежели законченная работа".
Нет, оно не так. Это не первая стадия, а скорее, предпоследняя. Дело в том, что искусство эпохи авангарда было действительно крышесносно. И это касалось не только живописи, но и театра. И если мы видим на эскизе театрального костюма нечто невообразимое, есть шанс, что почти таким же невообразимым оно оказывалось и в реальности, на сцене.