1 dress

7 картин, которые больше не считаются работами Гойи

У этой статьи в черновике заголовок "Уволенные из Гойев", но редакция решила, что это чересчур.

Чтобы отметить долгожданный выход в прокат фильма Кристофера Нолана «Довод», где один из ключевых эпизодов связан с поддельной работой Франсиско Гойи, мы вспомнили картины художника, которые в последние годы перестали считаться его произведениями и теперь приписываются другим авторам. Точнее, по большей части анонимам. Дело в том, что при жизни Гойя был окружен друзьями и учениками, которые переняли его манеру, а в конце XIX века его работы стали очень популярными на антикварном рынке, что вызвало большое количество подделок, часто предназначенных для американцев. С этими поздними подделками ученые разбираются легко (например, в 1800-е использовали совсем другие краски). А вот копии, реплики и вариации, создававшиеся художниками времен Гойи, создают гораздо больше проблем.

http://www.theartnewspaper.ru/posts/8352/
6 skia

Когда Пушкинский музей был Музеем подарков Сталину

Григорий Козлов пишет в своей интереснейшей статье о трудных годах ГМИИ:

...Как только контролеры вернулись в ГМИИ имени Пушкина, который стал теперь выставкой подарков Сталину, они получили докладную директора-распорядителя музея Иллариона Барашко. Он писал, что вся научная и учетная работа просто парализована. При катастрофической нехватке специалистов из музея уволены 29 сотрудников. Это были люди, не прошедшие проверку органов (выставка подарков была режимным объектом). Так что горы трофеев стало просто некому учитывать и хранить.


Фото из проекта про историю ГМИИ

Collapse )
1 dress

Иштар с рубиновыми глазами

В Лувре, в Отделе Ближнего Востока, хранится вот эта чудесная вещица, высотой всего в 24 сантиметра -- древняя богиня Астарта с рубиновыми глазищами!



Collapse )
1 dress

Трансвеститы в картинах старых мастеров

Как в живописи XVI-XIX веков художники писали мужчин, переодетых в женщин, и женщин, переодетых в мужчин?



Для начала важное уточнение. Современная эпоха отличается максимальной откровенностью и сексуализированностью. Люди принялись рассказывать о себе абсолютно всё (см. хештег «мир должен знать, что я ем»), в том числе о гендере, сексуальных предпочтениях и привычках. А сексапильность оказалась таким удобным способом продавать любые товары, что детей наедине с гаджетами теперь можно оставлять только при включении функции «родительский контроль». В тот же период европейского искусства, о котором пойдет речь в данной статье, всё было совсем не так. Негетеросексуальная ориентация персонажей картин Нового времени могла подразумеваться — но это не являлось обязательным условием.
Хотя члены «тайного клуба» умели считывать скрытые намеки в картинах и довольно улыбаться — это были лишь намеки, а не транспаранты с крупными буквами поперек картины. Не посвященный в тему ЛГБТ зритель смотрел на эти картины и не видел ничего двусмысленного.

Collapse )
1 dress

Первое

Продолжаю читать про историю ювелирных украшений.
По пути почему-то натыкаюсь на факт, что первое описание женского оргазма в западной литературе оставила в 1150 году монахиня, св. Хильдегарда Бингенская, известная писательница, ученая, медик.

Вот английский перевод:
Collapse )
1 dress

Завершена реставрация «Зеленой полосы» Ольги Розановой


Фрагмент картины в процессе реставрации. Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря

...В одном месте холст явно чем-то ткнули, а потом заделали дырочку воско-смоляной мастикой, которая стала сильно отличаться по цвету. Сложности добавляли и очень маленькие кромки. По словам Самойленко, лаконичность «Зеленой полосы» затрудняет работу над ней: на белоснежной поверхности видна малейшая оплошность.

http://www.theartnewspaper.ru/posts/8329/
1 dress

Вандализм эпохи селфи

Запрет на фотографирование в музеях, как показал опыт, имеет вескую причину: в стремлении запечатлеть для соцсетей встречи с шедеврами некоторые туристы действительно переходят грань. Вот самые вопиющие случаи повреждения экспонатов из-за селфи

http://www.theartnewspaper.ru/posts/8325/

7 jump

Художницы-феминистки из Индии: почему без этого никак нельзя?

Одна из древнейших культур на этой планете -- индийская. Мне показалось интересным взглянуть, как представители этой цивилизации разговаривают языком современного искусства. И, изучив эту тему, я поняла, что самым естественным будет начать с того, что делают контемпорари-художницы, причем именно фемнистки.

Я знаю, этот подход вызовет агрессию тут в комментариях, и это будет совершенно предсказуемо. Общеизвестный факт, что российский зритель очень консервативен, и современное искусство (которое "не реалистично") вообще не любит в принципе. Но есть и другая тонкость: наша культура подсознательно считает, что искусство -- оно для того, чтобы было красиво, гармонично и успокаивающе, чтобы лечить душевные травмы (поэтому в карантин таким успехом пользовался проект "Изоизоляция").

Однако для прочего мира совершенно равноценна и другая цель искусства: чтобы побуждать, вдохновлять, говорить о необходимости изменений, обличать, клеймить, служить локомотивом дальнейших изменений. Типа как "Хижина дяди Тома" убедила многих белых стать аболиционистами. Наш условный средний зритель эту цель не принимает, он нацелен на вечный абсолют, а не на злободневность. И считает искусство, созданное с активной жизненной целью, "неправильным, порченным" и прощает такое разве что плакатному жанру ("Родина-мать зовет!").

Худ. Reha Ahmed http://reyaahmed.in/


Однако почти все, что сейчас создается передового и хорошего в искусстве -- оно именно "активное" и наводящее на размышление, а не "пассивное", гармоничное, предназначенное для успокоения созерцанием (такое хорошее искусство сейчас тоже есть, но это не живопись, а фотосессии в Vogue).

Collapse )