Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Выставка сокровищ в Музеях Кремля, на сей раз религиозных

Музеи Московского Кремля продолжают свое бесконечное дефиле блестящих выставок.
Сокровищ из западных музеев мы, ясно дело, не увидим в ближайшие годы, так что самое время сосредоточится на наших родимых.


Выставка "Небесное воинство. Образ и почитание" (до 20 августа) рассказывает о том, как в русском искусстве на протяжении веков изображали святых воинов. Ради проекта -- неслыханное дело -- на несколько месяцев из иконостасов кремлевских соборов вынули важные исторические иконы.

Одна из древнейших сохранившихся русских статуй, св. Георгий, украшавший ворота Кремля (сохранился не целиком).



Герои выставки:

  • архангел Михаил — воевода небесных сил,

  • святые времен раннего христианства — Георгий Победоносец, Феодор Стратилат и Димитрий Солунский, а также менее известные Феодор Тирон, Меркурий, Мина, Андрей Стратилат, Никита Бесогон, Иоанн Воин и Уар,

  • древнерусские князья-мученики —  Борис и Глеб, Юрий Всеволодович, Михаил Черниговский

  • древнерусские святые полководцы — Александр Невский и Дмитрий Донской.


"Святой Георгий" 12 века из иконостаса Успенского собора Кремля. На обороте его Одигитрия


Вглядитесь, насколько же стара эта икона, сколько слоев древности на ней накопилось.


На этом фото по центру -- "Одигитрия", оборот святого Георгия.
Это фото, врать бессмысленно, делала не я: (с) Олеся Курпяева / "Российская газета"



"Архангел Михаил", ок. 1400, из иконостаса Архангельского собора Кремля. Я, конечно, видела ее в храме, но там она, в ряду прочих, не так поражает. А здесь она прямо-таки навалилась на меня всем своим размером - 2,3 м в высоту.


Двусторонняя таблетка из новгородского Софийского собора "Преображение / Борис, Глеб и Владимир" (15 век, ГТГ), рядом подвески-колты (12-13 век), из клада в Старой Рязани. Выставлена так, чтобы увидеть ее с обеих сторон



Древнейшие сохранившиеся образцы русского лицевого шитья — две хоругви с архангелами Михаилом и Гавриилом рубежа XII–XIII веков впервые представлены в паре.


Шлем Ярослава Всеволодовича, знаменитейший, о реставрации которого я писала недавно, и бармы 12-13 века из кремлевского клада. А также два меча, немецких 10 и 12 веков, также найденных археологами на территории Кремля.


По словам куратора выставки Сергея Брюна, крайне редко удается собрать на одной выставке столько шедевров русского искусства одновременно, проект получился уникальным.



"Лонгин Сотник" и "Федор Стратилат" 1679 года. Автор: Федор Зубов (?). 


Запрестольный крест 16 века из Благовещенского собора.


"Георгий Всеволодович". Ок. 1645, ГТГ


Евангелие, 1560-е годы. Вклад Ивана Грозного в Благовещенский собор


"Дмитрий Солунский" 1701 года, написан на доске 11 века -- т.н. "гробный", так как доска будто бы от гроба святого. Образ обычно находится в Успенском соборе.


Пелена "Дмитрий Солунский" из мастерской Софьи Витовтовны, 15 век



"Сорок мучеников севастийских", фрагмент


Чудом сохранившееся знамя князя Дмитрия Пожарского. Тоже огромное и поражающее своей древностью.


Обгоревшая скульптура "Георгий или Дмитрий Солунский", конец 14-15 века. Горельеф был найден в 1918 году на чердаке Патриаршего дворца.


"Никита Бесогон" 17 века. Спасен Померанцевым в 1930 году



Западноевропейский рельеф 17 века с изображением святого Георгия и дракона в русской иконописной раме, из Успенской звонницы, редко выставляется.


Кадры выше -- из первого выставочного зала, в Патриаршьем дворце.
Далее мы переходим в второй, в Успенской звоннице. Тут победнее, но тоже очень интересно.

"Архангел Михаил - небесных сил воевода". Оч. элегантная икона к. 17 - н. 18 века, предоставленная на выставку частным Музеем русской иконы им. Абрамова.


Знамя сотни государева полка 17 века, рисунок 19 века.


Меньший вариант знаменитой иконы "Благословенно воинство небесного царя", из собрания Кремля. Редко выставляется.


Оружие православных воинов, украшенное исламскими текстами. Ну, так получилось, куда деваться от таких соседей.


Второй зал получился более мальчуковым.

Обратите внимание на экспонат, который лежит внизу.
Сабля, которую Екатерина Великая подарила внуку Александру в рамках греческого проекта.

Клинок сабли -- турецкий 16 века, он украшен золоченой надписью по-гречески (в каталоге не расшифровано, ай-ай-ай), а ножны (2 след. кадра) -- сделаны в России при Екатерине, в стиле классицизм и украшены камеями Августа и Александра Македонского.





Текстиль для коронаций 19 века. Просто красивый.




Эскизы Корина для мозаик метрополитена с изображением святых князей.



В общем, выставка получилась очень яркая и любопытная для всех, кому интересна история.

Моя большая статья о выставке с цитатой куратора

***

"Небесное воинство. Образ и почитание"
(до 20 августа)

https://www.kreml.ru/exhibitions/moscow-kremlin-exhibitions/nebesnoe-voinstvo-obraz-i-pochitanie/

Tags: выставки, иконы
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 17 comments

Posts from This Journal “выставки” Tag