Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Ирина Антонова не сделала самолично выставку «Москва - Париж» (уточнение исторического мифа)

Заведующий кинопрограмм Третьяковской галереи уточняет в своем запрещенном фб, а я утаскиваю сюда для памяти:




"В связи с актуализацией темы ГМИИ вновь всплыл и цветёт миф о выставке «Москва - Париж», которую молва приписывает ИА.

ИА приняла её в Москве после CJP, где она прошла ещё в 1979 году, когда ГТГ отказалась от её размещения у себя. Антонова вместе с советским комиссаром выставки изменила состав и акценты (это не вина, а адаптация с учётом времени и страны - был обильно добавлен соцреализм, убран Троцкий и Щукин с Морозовыми и тд.), но сама концепция выставки и подбор основных предметов - не её заслуга: комиссаром от СССР был Александр Георгиевич Халтурин, а генеральным комиссаром Понтус Хультен. Вся идея выставки были придумана Хультеном, легендарным директором Центра Помпиду, как череда выставок, рассказывающих о культурных связях Парижа и других крупнейших городов культуры прошлого века.

И знаменитая афиша, и концепция каталога тоже были придуманы во Франции Романом С/Цислевичем, а в Москве лишь адаптированы.

Сама ИА неоднократно рассказывала о роли Александра Георгиевича, не скрывала она, что комиссаром изобразительной части с французской стороны были Жан-Юбер Мартен и Станислас Задора, а с советской - Халтурин и Вадим Полевой.

У ИА много заслуг и проектов, придуманных ею, но эту легендарную выставку она всего лишь приняла, а не придумала. И соответственно ни автором идеи, ни комиссаром её (как это называли тогда (да и сейчас) во Франции), ни куратором (как это мы называем сейчас) не была.

Почему я вполне сносно знаю историю этого проекта? По вполне понятным причинам я интересуюсь историей киновыставок в нашей стране, и именно эта выставка стала первой, где в нашем большом академическом музее кино было представлено равным в семье искусств. Разумеется, это не было отечественной заслугой (здание Музея кино в Москве ещё только начинало возводиться), конечно, это была вполне ординарная для Франции идея (комиссаром кинораздела во Франции был Aлен Сайяг, а статью для каталога написал Караганов), но для нас она была прорывной. Кстати, любопытно, что именно в то же самое время, когда выставка была в Париже - летом-осенью 1979 - в Москве на ВДНХ работала самая грандиозная из всех отечественных киновыставок - к 60-летию советского кино. Потом, уже на моей памяти, история с кино повторилась в ГМИИ на выставке «Москва - Берлин», а после этого - и вот это уже абсолютная заслуга Ирины Александровны! - кино вошло в академический музей как самостоятельное искусство двумя выставками: юбилейной эйзенштейновской и чуть позже - норштейновской в тогдашнем Музее личных коллекций.

Вот такие странные сближения!"

_______________
Из комментов:

Халтурин вообще довольно легендарная личность: кроме всех своих советских должностей в Минкульте и различных советах, он делал разделы советской живописи на легендарной ЭКСПО-67. А недавно выяснился ещё один удивительный факт - именного сохранил наш вариант 16 мм фильма с документацией квартиры и коллекции Костаки (вторую копию они увезли в Грецию, а эту отдали АГ).

Огромная заслуга Халтурина и его команды заключалась в том, что они взяли очень много из частных собраний и семей в Москве и Тбилиси: Кончаловские, Фальки, Древины, Лентуловы, Стенберги, Гудиашвили, Какабадзе-Андроникашвили и др - более тридцати частных собраний + под полсотни музеев и архивов. Он много лет проработал в ИКОМОСе, и сохранение очень многих памятников в 60-нач.80-х - его заслуга.

Лихачева в своем интервью могла не знать точно, потому что это очень популярный миф, что Антонова придумала эту выставку, хотя сама ИА несколько раз в разных интервью вспоминала Халтурина, когда речь заходила об этой истории.




Tags: интернету нельзя верить
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments