Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Дайджест советских достижений: выставка «Дом культуры СССР» в Манеже

Проект, подготовленный к 100-летней годовщине создания Советского Союза, пытается продемонстрировать широту всех видов его искусств, от живописи и архитектуры до театра и кинематографа.

Мой отчет и фоторепортаж с гигантской выставки «Дом культуры СССР», проходящей в московском Манеже (до 1 апреля).





Выставка, повторюсь, гигантская -- и весьма своеобразная. Я не очень поняла, для какой аудитории она предназначена. Быть может, для людей, которые родились после распада СССР и не знают, какой культурный продукт он производил.

Оформление центрального входа -- аллюзия на двери почившего ЦДХ на Крымском валу (архитекторы выставки -- бюро "Планета 9")


Организатор выставки - Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». Это такая очень интересная структура, о которой вряд ли слышали непрофессионалы отрасли, учреждение Минкультуры, которое само обладает огромными фондами искусства, а также помогает другим госмузеям взаимодействовать между собой и перераспределять новые поступления. Своего музейного здания у РОСИЗО нет, поэтому массовый зритель названия не знает. (UPD есть "Выставочные залы" Петроверигский пер., д. 4, стр. 1). Однако они молодцы, и весьма активны, а в списке самых интересных выставок 2023 года, который мы наваяли в конце прошлого, от них целых 4 или 5 проектов на самых разных площадках, включая проект про балет в питерском Манеже, который открывается на днях.

Здесь РОСИЗО собрало музеи с самой разной специализацией по жанрам, и каждый из них сделал свой зал.

Музей архитектуры показывает множество архитектурных проектов типовых и уникальных домов культуры, создавшихся в стране. Тут отличная графика, интересная тем, кто любит историю архитектуры (и графику). У каждого раздела свой куратор, кстати.



Несмотря на то, что словосочетание "дом культуры" вынесено в заголовок выставки, темой её это масштабное явление не стало. Только архитектурные разделы сосредоточились на ДК, остальные же просто использовали его как повод, чтобы поговорить о своем.

Еще один зал от архитекторов. Он посвящен созданию самого величайшего из домов культуры, который (слава богу) так и остался неосуществленным: гигантской высотке с фигурой Ленина на вершине, который должен был стоять на месте ХХС. Тут его конкурсные проекты от самых разных архитекторов, модель Иофана и т.д.



Видите ухо на фото выше? Вот оно на фото издалека, которое я уже показывала. Это не просто так ухо, и не современное искусство. Это ухо той гипотетической статуи Ленина, оно было сделано, чтобы прикинуть её размер.



Отдельный зал посвящен созданию Мавзолея Ленина.

20230202_191548.jpg

В нем дико увлекательное содержание, и я говорю не о проектах архитекторов-профессионалов, один из которых мы зрим в граните по итогу. МУАР РГАСПИ по просьбе кураторов окопал в своих загашниках конкурсные проекты Мавзолея, созданные после того, как по стране был кинут клич, что любой советский человек может прислать свой вариант гробницы вождя. Эта самодеятельность очаровательна.



Вот такой бредятины там очень много, это такой прелестный образец наивной бумажной архитектуры и китча!



Музей Москвы представил выжимку своей выставки "ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда" 2020 года. Об экспериментах ранних советских творцов и методах их обучения. Это был дико интересный проект, и тем, кто его не видел, выжимка будет любопытна. Но вообще это странный подход к участию в групповой выставке, я считаю.




Есть раздел "Скульптура", в котором просто стоит какая-то советская скульптура, которую редко публично выставляют.



Из Дубны привезли гигантские мозаичные панно Нади Ходасевич-Леже (Ходасевичу не родня, Леже - вдова) с портретами великих русских и советских людей. В Дубне их целая аллея, ведущая к Дому культуры, но я об этом знаю, потому что сама дубнинская, а на выставке почему-то этот сюжет не раскрыт, с даром художницы бывшей родине. (Из аллеи ради выставки их выкорчевывать не стали: она подарила городу больше панно, чем влезло на улицу, т.е. видимо из фондов мэрии притаранили).



Зал фотографии: вдоль стен фотографии великого Халдея, а также огромные простыни текста, рассказывающие о развитии фотокружков в СССР, плюс еще показали немного фотооборудования старинного.

IMG_5084.JPG

Отдельный зал, посвященный графике детской книги. О том, как художникам очень хотелось выживать, и поэтому великие мастера брали такие безопасные и хорошо оплачиваемые заказы. Интересный зал, много подлинных рисунков -- эскизов, которые мы наизусть знаем в полиграфии, любопытно также разглядывать подкленные макеты верстки.



Переходим к живописи. В домах культуры ей тоже учили, но тут показывают работы профи. Третьяковская галерея организовала два зала (оба не имеют отношения к ДК): один про соцреализм, с Гелием Коржевым в качестве доминанты, второй про беспредметность, причем не авангардную, а послевоенную, менее распиаренную (мне очень понравилось, хочу отдельную выставку).



Странное совмещение, конечно.




Два зала заполнил Русский музей: в одном очень хорошая живопись мастеров авангарда, в другом хороший соцреализм вперемешку с плохим. Другого принципа создания экспозиции я как-то не отследила, а это не хорошо. Любителям живописи рекомендую эти залы отдельно, не часто из Русского музея в Москву привозят так много всего сразу.






Была рада живьем увидеть любимого "Рабкора"






Вот зачем такое привезли? Что за концепция?



Еще дико интересная экспозиция, посвященная экспериментам в музыке и музыкальным инструментам в ХХ веке. К сожалению, к этому моменту уже так устаешь от перегруза информации, что воспринимается все с трудом.




Зал про театр. Стоит несколько костюмов и много фотографий по стенам. Из этого зала мы узнали, что в СССР был театр, очень ценно.




Три костюма: в центре мироновский Фигаро, по бокам два ламановских для "Анны Карениной".



Ну ладно, из этого зала еще мы узнали, что советские художники делали интересные декорации.




Отдельный зал про кинематограф. Там стоят аппараты, а в стене маленькие экранчики, в которых крутят фильмы киностудий разных союзных республик. Куратору респект, только в этом зале не забыли, что в выражении "ДК СССР" второе слово подразумевает совокупность республик разных национальностей вообще-то; все остальные рассказывали только про РСФСР по большей части.



Еще там внутри Манежа (благо, места много) соорудили целый кинозал, в котором что-то крутят.


Подытожу: это странный и сложный проект, выставка, в которую соединено 9, если я не обсчиталась, выставок.  Грамотней всего выступили историки архитектуры, однако это тема специфическая и не всем интересна в таком большом объеме. Однако если б она была отдельно, я бы на нее пошла. Живописный дайджест тоже интересный. Графика книги тоже. Скульптуры маловато, но это для меня, упоротого фаната советской скульптуры, возможно нормальным людям такой объем вполне нормален. Отдельно хотелось бы выставки, посвященной аудио; кино же, театр и фотография меня не впечатлили. Салат оливье получился очень странный, кураторская позиция мне не понравилась.

Я не знаю, кому рекомендовать этот проект, решайте сами.
Может, стоит выбрать отдельные куски и идти только на них (например, живопись или аудио), а на другие залы силы и внимательность не тратить.

***
До 1 апреля
http://moscowmanege.ru/ru/vystavka-dom-kultury-sssr/

Tags: выставки, советское
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 27 comments

Posts from This Journal “выставки” Tag