Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Украденные и поддельные картины в сериале «Черный список»

В прошлый раз мы изучали Бредни сценаристов сериалов на примере конспирологического боевика Blindspot, теперь же настала очередь The Blacklist, который прекрасен не только тем, что там много Джеймса Спейдера крупным планом, но и тем, что сценаристы его, в отличие от вышеназванных, не бредили, а явно приглашали консультантов, и иногда тонко прикалывались.

Давайте же изучим, как это отразилось на сериале.




Как и в "Слепом пятне", в "Черном списке" используется реальный случай - самое знаменитое американское музейное ограбление: похищение картин из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне в 1990. Но тут сценаристы гораздо тактичней и грамотней. Они (их консультанты?) логично предположили, что за годы, прошедшие со времени ограбления, совокупность из 13 картин рассредоточилась, ибо краденое обычно по отдельности и продают.

В S1E6 персонаж Спейдера Рэддингтон походя приторговывает похищенной картиной - одной штукой. Причем это так мимоходом показано, что можно и пропустить, если не в теме. Сидит человек в красивом особняке, пьет вино, смотрит на картину, болтает по телефону, все вроде бы нормально. Но знающие подтекст -- видят, как этим подкрепляется значимость персонажа как тайного консьержа преступности (это только 1-й сезон, самое начало, значимость надо подкреплять).

Речь идет о "Буре в Галилейском море" Рембрандта (до сих пор не найдена).



Это оказалось пасхалкой, причем с долгим сроком. Сценаристы вернутся к этой картине в 5-м сезоне (S5E2). Тут ей будет отведено гораздо больше места. Чтобы заманить цель, Рэддингтон объявит себя владельцем этого "рембрандта".

Смешное: ее копируют за сутки, и знаток искусств не замечает, что она еще не просохла (так не бывает на самом деле).

Там же фигурирует картина из списка 10 самых разыскиваемых ФБР: "Танец" Пикассо из Бразилии, а также "Красные маки" Ван Гога, украденные из Каира. Чувствую, что арт-консультант пытался сгладить косяки сценаристов, как смог, но до конца не получилось.
История с задержанием подделки на итал. границе -- это прямое заимствование из совершенно реальной саги про женский портрет Климта, недавно возвращенный.

***

В другой серии (S1E14) у Рэддингтона в апартаментах вермееровская дама за виржинелями, которая в желтом платье, крохотная. В 2004 году она была продана на аукционе за 30 млн. анонимному покупателю, и это очень привлекло к ней внимание. Еще одна пасхалка для знатоков, подчеркивающая мощь Рэддингтона.



-- Ваша? -- спрашивают Рэддингтона.
-- Нет, владельца квартиры, я тут у него живу, пока он скрывается из-за скандала с офшорами, -- отвечает он.

Фото с аукциона


Серия вышла в 2014 году и на тот момент действительно было неизвестно, кто владеет единственной картиной Вермеера в частных руках. Только в 2017 году миллионер по фамилии Каплан признался, что она в его Лейденской коллекции и начал активно ее выставлять.
Интересно, повлияло ли на него то, что в "Черном списке" есть очень активный персонаж-убийца Каплан, и его фамилию активно склоняют?

***

В той же серии, помимо мелькающего "вермеера", в роли коварной обольстительницы-воровки, крашеной в блондинку -- наша любимая Лиззи Беннет.

Персонажи ищут археологический артефакт, статуэтку. Это не пасхалка, а макгаффин, а им положено быть бредовыми, ибо даже самые умные консультанты не в силах победить магистральную линию развития сюжета.

Так что в статуэтке тут список законспирированных советских разведчиков спрятан.
Кодовое название списка - Кунгур-6.
Статуэтку наши герои крадут из посольства и потом разбивают нафиг ради планов.
Какое варварство!

Статуэтка, согласно сценарию, изображает Астарту и находилась в Британском музее, "а потом власти вернули этот looted art по месту принадлежности, в Сирию, в музей Дамаске".

"Так вот ты какая, кунгурская керамика" -- пошутили в комментах


И я такая, про себя: "Причем тут Сирия?! Это же типичные анатолийские цивилизации, богиня-мать из музеев турецких!"
Вот этот тип статуэток.



В общем, Сирия -- это, конечно, понятие растяжимое (как пошутили в комментариях "при желании границы Сирии можно далеко раздвинуть, по Геродоту к примеру, далеко на север и запад"), но все-таки не настолько же.

***

А в S2E5 сказали "это картина сиенской школы", и показали -- реально картину сиенской школы!
А я-то ждала, что покажут венецианский 16-й век!

Похитили ее с выставки сиенской школы в Прадо, и по тексту она происходит из мелкого итальянского музея (а на самом деле хранится в американском музее; наверно так реквизиторам по правам было легче?)

Маттео ди Джованни. "Мадонна с Младенцем и святыми". 1465-70. Нац. галерея искусств (Вашингтон).


Эта кража не нужна сценаристам для имиджа Рэддингтона, на сей раз нам впихивают дэнбрауновщину: тайные клады, зашифрованные карты, споры чумы, заговоры. В общем, фу.

***

В S2E14 подпольный суперкриминальный аукционный дом устраивает подпольные торги произведениями искусства, историческими артефактами, оружием и похищенными людьми.

Про досторверность подобных торгов скажу: не бывает их по-настоящему, не бывает, омертой клянусь.

В торгах принимает участие российский олигарх, который обожает приобретать краденые произведения искусства, у него их целый подпольный музей. Таких олигархов тоже не бывает! Ни один российский олигарх никогда ничего подпольного в жизни не покупал, американские сценаристы зря пали жертвой стереотипов, а ведь это еще 2015 год, ничего не предвещало.

На стене зала торгов висит "Шубка" Рубенса, подлинник которой, успокою вас, все также в Вене до сих пор.


Лоты, понатыканные в зале -- то, что завялось в реквизиторском цехе, очевидно.



А вот то, что уже имеет смысл обсуждать.
Картина Ван Гога "View of the Sea at Scheveningen" из того же списка 10 самых разыскиваемых ФБР. Опять на пару секунд в кадре, для знатоков, чтобы подчеркнуть мощь, на сей раз не Рэддингтона, а аукционного дома.



Она была украдена в 2002 году из музея Ван Гога, вместе со второй его картиной "Congregation Leaving the Reformed Church in Nuenen"
На 2015 год, когда снимался сериал, про нее было известно, что оба вора, укравших их, были арестованы и осуждены в 2004 году на пару лет, однако картины оставались ненайденными.



Один из этих двух воров по имени Октав Дарем позже сделал интересную карьеру -- вместе с бывшим полицейским они организовали собственное сыскное бюро и теперь ищут краденое искусство, соединив свои столь разные навыки.
Однако, когда его судили, Дарем не рассказал, куда утекло краденое.

Нам, однако, теперь это известно, и это любопытно сравнить с конспирологической версией сценаристов.
Кстати, Дарем рассказывает, что после того, как эта серия вашла на экраны, у него телефон взорвался от звонков -- правда ли это?

Но только на следующий год, в 2016 году, итальянская полиция задержала небольшого такого босса мафии, наркоторговца, проживавшего в городке Кастелламаре-ди-Стабия близ Неаполя. Сеньор Империале предложил властям сделку: он им выдает ван Гогов, а ему смягчают приговор. Картины он спрятал в кухонной стене в доме своей матери, где они и провели много лет, словно заначенная про запас карточка "выход из тюрьмы" для игры в "Монополию". Никаких подпольных суперколлекций, скажите спасибо, что стояк не потек на маминой кухне.

Октав Дарем потом, так уж и быть, признался, что сначала предложил украденные им картины Ван Гога двум преступникам, но оба они были убиты до того, как сделка состоялась. «Я религиозен и суеверен, — сказал мистер Дарем. «Я думал, что эти две картины были прокляты. Я сказал, что не хочу ничего делать с этими картинами». В конце концов, он и его сообщник Хенк Бислин продали картины сеньору Империале, который тогда вдобавок еще и владел амстердамской кофейней.

***

Я ждала этого. В S3E15 появился контемпорари-художник, перформансист (+видеоарт и фотодокументация).
Он - заказной убийца!
Ему 44 года и у него была всего только одна персоналка!
Неудачник.
Поэтому и пошел в убийцы (так прямо и объясняется мотивация, между прочим. Зрят в корень)

***


В S4E11 в течение 5 секунд упоминается ограбление в Остергарде в Дании в 2012 году.
Это, видимо, Øregaard Museum в г. Hellerup.
Такой кражи в реальном мире не было, однако в том году случилась знаменитая кража из Роттердама, с ван Гогами и проч.

Показанные в кадре картины, типа украденные:

1) Ван Дейк, "Филиппо II Франческо д'Эсте", на самом деле -- венский Музей истории искусств.
2) предп. Lippo di Dalmasio, "Мадонна делла Неве", фреска в Санто Стефано, Болонья
3) Гарофало. Благовещение. галерея Старых мастеров, Дрезден
4) Боккаччино. Благовещение Иоакиму. Собор в Кремоне. Опять фреска.

В отличие от предыдущих случаев, тут не заморачивались с аутентичностью, пасхалок нет. Ни одной по-настоящему украденной картины. Не уважаю.



***

В S6E1 мимоходом всплывают "Маки" Ван Гога, украденные из каирского музея, но в качестве виньетки (они упоминались в серии про Рембрандта).
А шутка сценариста "Я пришел за Пикассо" в конце прекрасна (спойлерить не буду).



***

В S7E11 Рэддингтон оказывается втянутым в сложную схему подделки произведений искусства с участием семьи, отдаленно напоминающей Саклеров -- фармамагнатов, которые финансируют множество учреждений искусства и культуры. У него проблемы с неким набором шкатулок, созданных в 12 веке в Византии (подобных артефактов в реале не существует).



Рэддингтон ищет поддельщика.
Он подозревает, что другая его подделка -- автопортрет Юдит Лейстер. По фильму это из музея Олимпии, на самом деле она в Вашингтоне.
Правда, в нормальном мире один и тот же человек вряд ли подделывает идеально и золото, и масло.



Там же заменяют подделкой и яйцо Фаберже, а я так надеялась, что до этого маркера бреда не дойдет...
(отпечатки пальцев? ДНК? нет, не слышал).



В общем, максимально беспомощная с точки зрения арт-криминала и искусствоведения серия, видимо, написанная, когда основной консультант шоураннера вышел на обеденный перерыв. Не досмотрела.

***

Другой жанр искусства (совриск практически).
В S7E19 помощник главного героя пытает кого-то звуковой дорожкой из знаменитого российского андеграундного фильма "Зеленый слоник"*.
Реально, выходит такой и говорит, что делает это, прямым текстом, разве что фамилию режиссера не называет.

*запрещен Октябрьским районным судом Санкт-Петербурга в 2022 году

***

В S8E15 Рэддингтону нужно втереться в доверие к директору музея Минска, и он дарит им картину Сезанна (краденую). План состоит в том, чтобы кураторы выяснили, что она краденая и начали волноваться.



Это "Вид на Овер-сюр-Уаз" Сезанна, который был украден в 2000 году в Эшмолеане. Он также входит в список "10 ФБР". В отличие от предыдущих, до сих пор не найден, но у авторов "Черного списка" легкая рука, авось, они антисглазили, и её найдут скоро.



***

В S9E3 фигурирует банда-секта, которая крадет древние религиозные артефакты (обычно они и произведения искусства ведь) и уничтожают их.
Бредовая серия, пренебрегаю ею.

***

В S9E4 на руках у Рэддингтона опять Ван Гог, но на сей раз "Художник по дороге Тараскон". В реальной истории картина сгорела в 1945 году во Франции, но это не доказано, что позволяет спекуляции и мечты о ее возвращении.
И вы представляете... нет, вы только представьте!
У этого реквизита в кадре нормальный деревянный подрамник, и кромки нормально закреплены!



Картина до войны принадлежала еврею. Теперь Ред ищет его наследницу. Она солистка в death metal music group. Ей 90 с чем-то лет. Прелесть.

***

Еще была вроде какая-то серия, где у покойного друга Рэддингтона на стене висела абстрактная картина, внутри которой было что-то спрятано, но я забыла выписать ее номер, а найти не смогла. Или, может, это был другой сериал...

_________________________________

ИТОГ

Сценаристы "Черного списка" на протяжении 9 сезонов проявили большую изобретательность в отношении темы искусства и показали себя гораздо большими умницами, чем большинство других шоураннеров, чье творчество я разбирала. За исключением пары случаев, где объекты использовались шаблонным путем -- как макгаффин / грааль / замануха, и особенно за исключением серии  S7E11 (где Фаберже голыми руками).

В основном картины используются для другого -- как атрибут очень большого богатства + для подчеркивания тайного могущества главного героя и того, что он тем или иным способом причастен к огромному количеству знаменитых преступлений прошлого. В большинстве случаев реальные факты были вплетены в сюжет тонко и забавно.

Шоураннеры питают особенную любовь к постимпрессионистам, особенно к ван Гогу, и к старым мастерам. Художники новейшие, абстракционисты всякие, за исключением единственного "пикассо", ими не используются. Думаю, тут либо вопрос с авторскими правами насчет использования фото в кадре, либо в понимании, что для массовой публики это и есть "сокровища живописи", а не какой-нибудь однотонный Ротко или точечный Поллок. При этом цены на Ротко-то весьма великие, но всей этой категории живописи в сериале вообще нет.

Также трогательно, что совриск фигурирует всего два раза (если считать фильм Олега Мавромати, и оба раза -- как абсолютное зло).
Tags: кино и арт-критика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →