Шакко (shakko.ru) wrote,
Шакко
shakko.ru

Category:

Записи по мере перечитывания Бальзака-8

Обновляю топ Бальзака
Моя личная 20-ка произведений из "Человеческой комедии", выстроенная по увлекательности и качеству (мой личный рейтинг).

Для тех, кто желает вместе со мной окунуться в этот оазис красоты и драмы, вот небольшой путеводитель -- я отсортировала первые 20 произведений из цикла: те, которые в начале, принесут, на мой взгляд, наибольшее удовольствие. А теми, которые в конце, можно даже пренебречь.

  • 1) "Гобсек"

  • 2) "Побочная семья"

  • 3) "Покинутая женщина"

  • 4) "Дочь Евы"

  • 5) "Модеста Миньон"

  • 6) "Первые шаги в жизни"



  • 7) "Загородный бал"

  • 8) "Воспоминания двух юных жён"

  • 9) "Беатриса"

  • 10) "Госпожа Фирмиани"

  • 11) "Онорина"

  • 12) "Гранатник"

  • 13) "Силуэт женщины"

  • 14) "Поручение"

  • 15) "Кошелёк"

  • 16) "Мнимая любовница"

  • 17) "Альбер Саварюс"

  • 18) "Супружеское согласие"

  • 19) "Вендетта"

  • 20) "Дом кошки, играющей в мяч"

Далее краткие аннотации на это для облегчения выбора:
[Spoiler (click to open)]

  • 1) "Гобсек" -- история про ростовщика и вляпавшуюся аристократку.

  • 2) "Побочная семья"

  • 3) "Покинутая женщина"-- одно из фирменных произведений Бальзака, история разбитой любви

  • 4) "Дочь Евы" -- счастливая в браке и всем остальном парижанка неосторожно увлекается журналистом; ее пытаются совратить и другие аристократки, и его веселое богемное окружение.

  • 5) "Модеста Миньон" -- сатирический роман о том, как несколько молодчиков соревнуются за руку провинциалки, которую считают богатой наследницей.

  • 6) "Первые шаги в жизни" -- роман взросления / сатирический роман, в котором нелепый недросль набивает шишки о реальный мир и набирается ума.

  • 7) "Загородный бал" -- повесть как бы о любви, а на самом деле о желании девицы выйти замуж.

  • 8) "Воспоминания двух юных жён" -- толстый эпистолярный роман о двух девицах, вышедших из монастыря с мозгами, набитыми иллюзиями.

  • 9) "Беатриса" -- длинный роман о дурацкой любви, которая бывает разной в провинции и Париже

  • 10) "Госпожа Фирмиани" -- небольшой рассказ, красочная виньетка из парижской жизни. Старик-провинциал приезжает спасать своего юного родича из рук роковухи, но что-то пошло не так.

  • 11) "Онорина" - роман о запутанной семейной жизни одного политика и его жене, которая пыталась скрыться.

  • 12) "Гранатник" -- рассказ о поместье на юге, где печально угасает благородная семья.

  • 13) "Силуэт женщины"-- еще одна виньетка, рассказ из юности Растиньяка о том, как он чуть было не совершает ошибку в ухаживании за дамой.

  • 14) "Поручение"-- документация влюбленности юношей в женщин старше себя, небольшой рассказ.

  • 15) "Кошелёк" -- рассказ о житье-бытье молодого художника в бедном районе, который столкнулся с осколком прежней жизни -- разорившейся аристократической семьей.

  • 16) "Мнимая любовница" -- чересчур романтическая история про любовный треугольник из благородных польских дворян, обосновавшихся в Париже.

  • 17) "Альбер Саварюс" -- роман о честолюбивом юристе, который решил построить карьеру в провинции, но не рассчитал, какой он там прикует к себе интерес, особенно со стороны барышень.

  • 18) "Супружеское согласие" -- история одного бала наполеоновской эпохи, на котором разбиваются сердца.

  • 19) "Вендетта" -- ррррромантический рррасказ про корсиканцев в Париже.

  • 20) "Дом кошки, играющей в мяч" -- романтическая история про художника и простушку, которым не надо было женится.



***

Следующий в цикле "Гобсек", но там, помню с детства, все надрывно, а мне надо от "Бестрисы" отойти, так что пойду внеочередно, возьму рассказик про циника денди, волчару в желтых лайковых перчатках, графа Максима де Трай.

***

Обожаю советские аннотации:

"Изображение парижской богемы, значительную часть которой составляли в то время представители деклассированного дворянства, фрондировавшие против буржуазной Июльской монархии, Бальзак использует для критики Июльской монархии.
Разделяя пренебрежительное отношение героя рассказа к буржуазной монархии Луи-Филиппа и зачастую восхищаясь умом и вкусом де ла Пальферина, Бальзак, верный своему реализму, показывает вместе с тем паразитизм, моральную опустошенность и цинизм «принца богемы»."

***

Про денди-подлецов

У Бальзака не получалось закончить бесконечную свою "Беатрису" силами постоянных её героев, и, чтобы разрубить гордиев узел, он вставляет туда, в 3-ю, финальную, часть двух трикстеров. Это нищие аристократы, красавцы, денди, жиголо, игроки, интриганы: 50-летний граф Максим де Трай и его отражение в два раза моложе граф де Ла Пальферин.

Фигаро-Ловлас-Остап Бендер в своей ипостаси дамского угодника.

Тщательно вводить их в текст романа "Беатриса" заматеревшему Бальзаку уже попросту лень. Он представляет персонажа, слегка намечает его, а потом пишет в скобочках "подробней смотри о нем такой-то рассказ". Система перекрестных ссылок!

Поэтому, дочитав "Беатрису", я решила прервать чтение цикла "Человеческая комедия" по порядковым номерам, и вместо №21 решила почитать эти рассказы - №№ 52 и 53.

Рассказ "Деловой человек" -- чудесная виньетка о графе Максиме де Трай. Всю жизнь он пользовался любовью богатых аристократок и отлично жил за их счет. К 50 годам (как мы узнаем из "Беатрисы") он влезет в политические круги, выгодно женится, и станет жуликом совсем другого уровня и бюджета. Но действие этого рассказа происходит незадолго до этого решительного поворота. С де Траем случается внезапное: он влюбляется не в в богатую женщину, а в бедную молодую куртизанку и вынужден САМ ее содержать. В это время за ним охотится очередной кредитор, который решил получить долг во что бы то ни стало. Классные колоритные описания парижской богемы и представителей дна, ловушки и манипуляции, от которых веет Вотреном (хотя сам он еще тут не появился). А, не зря я почувствовала, что им веет: литературоведы пишут, что анекдот, ставший основой рассказа, Бальзаку может быть поведал его прототип Видок.

Рассказ "Принц богемы" посвящен графу де ла Пальферину. Фактически он -- вставная новелла в "Беатрису". Далее спойлер к "Беатрисе", осторожно: перед тем, как эта маркиза завязывает плотное знакомство с де ла Пальферином, парижская богема по команде Максима де Трай организует вокруг него масштабную пиар-акцию. В частности, журналист Натан рассказывает Беатрисе, какой де ла Пальферин щеголь, красавчик и прекрасный любовник. Беатриса ошеломлена этим рассказом и решает познакомиться с графом поближе. Рассказ "Принц богемы", собственно, и является пересказом этих речей Натана к Беатрисе.

Ну и что же мы читаем в этом "резюме" де ла Пальферина? Что это за ошеломительные, очаровательные поступки? Передаю из 2022 года -- жуткая гадость, нелицеприятно обрисовывающая нравы 1840 года и мужскую гендерную социализацию!

Для начала, как обычно, парвеню Бальзак несколько страниц фапает на длинную родословную графа, идущую со времен Медичи. Нам трудно представить, насколько герб давал тогда +100 к сексапилу, даже у нищебродов в обносках, но вот очевидно давал. Затем автор описывает прекрасное юное лицо графа, печальное и похожее на Людовика XIII, создавшее удивительный контраст с его демонической натурой. Мужская красота -- еще +100, записываем. Затем Бальзак перечисляет остроты и бон мо графа, и читательницы, как и Беатриса, очевидно должны совсем растаять. Примеры его остроумия, однако, из сегодняшнего дня выглядят хамскими и тупыми: скажем, служанка, которой он заделал ребенка, просит у него денег, а он обещает ей выдать леденец на палочке (пересказываю без словесных финтифлюшек, в которых, наверно, и вся соль). Или вот его бросает куртизанка (кстати, молодка из "Делового человека"), и он требует у нее вернуть его зубную щетку. Ха-ха-ха, как это тонко. В общем, эта часть рассказа вызывает недоумение и этнографический интерес.

Далее рассказ обрисовывает его как "прекрасного любовника". Я насладилась описанием психологических манипуляций, но не могу испытать восторг от мастерства де ла Пальферина, который испытывает Беатриса (и, кажется, Бальзак тоже). Де ла Пальферин заводит роман с бывшей куртизанкой, вышедшей замуж за драматурга, женщиной 30+, и несколько лет издевается над ней по черному, а она пилит мужа, в результате чего тот начинает зарабатывать больше денег и делает карьеру. Сама же она невероятно прокачивается в элегантности, уходе за собой и культурных речах. Кстати, помните, мы обсуждали в эпизоде с несостоявшимся убийством, что Беатриса, видимо, мазохистка и истеричка? Вот тут тоже: де ла Пальферин "случайно" так толкает любовницу, что у той черепно-мозговая травма и требуется серьезная операция. Может, как раз после этого эпизода в рассказе Натана трепещущее сердечко Беатрисы-то и сказало "это он!"

В общем, рассказ сделан очень интересно, однако своим содержанием вызывает странные ощущения. И добро бы, Бальзак, как считали советские комментаторы, этого графа критиковал и высмеивал. Но нет: он им явно восхищается и немного завидует его легкости и умению жить. Забавно представить, насколько иными были бы книги Бальзака, если бы он имел другую внешность...

***

И снова о Ричарде Шарпе

Представьте, какой роман написал бы нормальный писатель про персонажа, аттестованного в начале текста вот таким образом:

"Мать пристроила его юнгой на корабль, и в десятилетнем возрасте он отплыл в голландские владения Ост-Индии, где и скитался двадцать лет. Морщины его желтоватого лба хранили тайну страшных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, романтических превратностей, безмерных радостей, голодных дней, попранной любви, богатства, разорения и вновь нажитого богатства, смертельных опасностей, когда жизнь, висевшую на волоске, спасали мгновенные и, быть может, жестокие действия, оправданные необходимостью.
Он знал господина де Лалли, адмирала Симеза, господина де Кергаруэта и д’Эстена, байи де Сюффрена, господина де Портандюэра, лорда Корнуэлса, лорда Гастингса, отца Типпо-Саиба и самого Типпо-Саиба. С ним вёл дела тот савояр, что служил в Дели радже Махаджи Синдиаху и был пособником могущества династии Махараттов. Были у него какие-то связи и с Виктором Юзом и другими знаменитыми корсарами, так как он долго жил на острове Сен-Тома.
Он всё перепробовал, чтобы разбогатеть, даже пытался разыскать пресловутый клад — золото, зарытое племенем дикарей где-то в окрестностях Буэнос-Айреса. Он имел отношение ко всем перипетиям войны за независимость Соединённых Штатов. Но об Индии или об Америке он говорил только со мною, и то очень редко, и всякий раз после этого как будто раскаивался в своей «болтливости»".


Представили себе это роман? Ваши версии? Кому бы он удался лучше? Стивенсону, Бернарду Корнуэллу, Уилки Коллинзу, Фенимору Куперу, кому еще... Какая бы вышла книга!

А теперь я вам рассказу, какой роман об этом человек написал Бальзак.
Роман этот называется "Гобсек".

Наверняка слышали это имя, ставшее крылатым. И отнюдь не из-за султана Типпу.

***

О повести "Гобсек"

Бальзак как писатель существует примерно в трех ипостасях. В первой, романтической, он оперирует своими теоретическими построениями о том, как устроена Любовь и, что еще хуже, счастливый Брак (как устроен несчастливый, удивительное дело, он знает на практике и безошибочно: резкая разница). Его творения в этой ипостаси подчас достигают наивности уровня Барбары Картленд. Вторая его ипостась -- это крепкий средний уровень, на котором написано большинство его произведений: реализм и психологизм. (Следует отметить, что "средний уровень Бальзака" -- это тот, до которого большинство известных писателей 1-2 раза в жизни дотягиваются). И, наконец, есть книги, в которых он гений, офигительный, невыносимый, непредставимый гений. "Гобсек" -- как раз одна из таких книг.

Она захватывающая и по-настоящему страшная. Бальзак рисует хтонические, пугающие характеры, показывает, как обычный нормальный человек, потворствуя своим прихотям, скатывается в мерзость. Его персонажи выписаны так убедительно, как будто они вот, рядом с нами. Невероятное мастерство. Второй компонент: донельзя подробное описание подробностей парижского быта, ты будто сам оказываешься в спальне прекрасной графини, вчера поздно вернувшейся с бала и пересчитываешь вглядом фрагменты ее туалета, которые она рассыпала по комнате разоблачаясь -- украшения, перчатки, перья, туфельки, поясок, чулки... С таким же любованием и перечислением малейшей детальки Бальзак описывает и дом хордера, полный гниющих вещей (интересно, первый ли он описал хордерство?). Третий компонент -- это захватывающий сюжет с совершенно неожиданными поворотами.

Мне было лет 12, и я до сих пор помню, как прочла эту книгу впервые, как шевелились волосы. Это был мой первый Бальзак. Мама отвезла меня на дачу к своей подруге, там были какие-то дети, с которыми следовало играть, но я, избегая их, нашла на этой старой советской даче, пахнущей прохладой и высохшей древесиной рассыпающуюся книжку в мягкой обложке, под которой были "Гобсек" и "Горио", и я сбежала от всех на чердак и провела там несколько часов, провалившись в его Париж, будто Алиса в кроличью дыру. Никогда я не читала ничего подобного: дома не обращала внимания на "взрослые" романы. Это был действительно иной мир, и сейчас (господи, целую жизнь спустя), я бралась за "Гобсека" с огромными опасениями, вдруг тогда я была так очарована лишь по неопытности, вдруг книга устарела? Но нет, она осталась все такой же великолепной, мастерски сделанной, разница только в том, что теперь я могу замечать, из чего именно она сделана, а раньше она просто обрушивалась на мой мозг, как метеорит на голову. Более того, сейчас, закрыв последнюю страницу, я немедленно начала перечитывать ее сначала, чтобы насладиться всеми нюансами и деталями, которые я только что пропустила, увлеченная галопом драматического сюжета. Такого желания добавки со мной вообще никогда не бывало, с книгами (только с пирожными).

Конкретно сюжет основан на юридическом кейсе: выдача векселей, попытки их выкупить, залог в виде драгоценностей, стремление члена семьи аддикта спасти остатки семейных денег, фиктивная сделка с этой целью, которая пошла как-то не так, борьба аддикта со "спасателем" и т.п. Бальзак в юности служил в адвокатской конторе и навидался таких клиентов, читал документы по многим таким делам. В "Гобсеке" он наконец достал с антресолей этот опыт (в предыдущий раз он использовал его давно, в №6 "Первые шаги в жизни), прибавил к нему истории своих встреч с ростовщиками, а также наблюдения за лично знакомыми ему дамами, подписывавшими векселя в пользу любовников.

Следует отметить, что очень многие из них были его возлюбленными и подписывали векселя в его пользу, что этим женщинам никакой пользы не приносило, один вред. Не ясно, было ли Бальзаку за это стыдно, но он не отказывался от денег, которые давали ему дамы, хотя и знал, что это неправильно. Более того, правило "Женщины! Не давайте денег любовникам и особенно не подписывайте за них векселя!" -- это одно из тех правил, на которых он строит свою вымышленную вселенную.

Примечательно, что большинство из этих правил -- из упомянутой выше первой категории теоретизированно-романтической (например, ББПЕ (с) Сюткин). А вот это на удивление здраво. Если читать цикл внимательно, видно, что подступается к описаниям опасностей женских векселей в "Дочери Евы", где героиня успевает выписать только один. В "Гобсеке" же автор в полную меру показывает, что происходит дальше, при попустительстве.

И наконец, о месте "Гобсека" во франшизе. Это один из текстов-перекрестков, в которых мы видим многих уже упоминавшихся персонажей и знакомимся с теми, кого еще предстоит рассмотреть. По своему обыкновению Бальзак в предшествующем романе ("Беатриса") мимолетом показал нам персонажа зрелым -- 50-летний Максим де Трай; в "Гобсеке" же он показывает, с чего Трай пришел к такой жизни и репутации, тут ему 25-30 лет. И только по прочтении "Гобсека" (и дальнейших книг) мы понимаем, почему в "Беатрисе" Трай требует у герцогини плату не в деньгах, а в том, чтобы она его принимала в своем салоне. И что герцогиня, наверно, предпочла бы деньгами, но выбора нет. А вот с графиней де Ресто мы только знакомимся в "Гобсеке", а целиком ее историю мы узнаем позже, в "Отце Горио", где она тоже предстанет более молодой (Бальзак постоянно практикует контрамоцию). Из других сквозных персонажей отметим семью виконтессы де Гранлье -- ее сын женится на сестре Сабины, той бедняжки, которую в "Беатрисе" выдали замуж за благородного красавчика с мозгом теленка. Стряпчий Дервиль еще нам не раз попадется, а мельком упомянутым родственницам Гобсека, куртизанкам, будет уделено достаточное место в "Кузине Бетти" и "Блеске и нищете куртизанок".

Восторги мои могут показаться несколько преувеличенными, но простите их мне, я ведь живу "в Бальзаке" уже не первый месяц. Главное, что и мировая культурная общественность со мной согласна: она входит в топ его лучших книг, в топ французских романов, и прочтение хотя бы одного "Гобсека" из всего наследия автора является необходимостью для любого образованного человека.

Tags: бальзак
Subscribe

Posts from This Journal “бальзак” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments