Шакко (shakko.ru) wrote,
Шакко
shakko.ru

Category:

Дайджест кризисных новостей в мире российского искусства (18.04-23.04)

Как нынешняя ситуация отражается на выставках, музеях, кураторах, меценатах и проч.
Краткая сводка новостей за прошедшую неделю.

Предыдущие выпуски -- по тэгу.



Фото: Олег Кулик. «Карусель». 2017–2019.



14 апреля: Как искусство осмысляет коллективные травмы: рассказывает главный куратор Еврейского музея Данила Булатов -- АФИША

17 апреля: обзорная статья в The Guardian о том, что происходит в мире русского искусства "Пустые галереи и бегущие художники: культурное отчуждение России от Запада" (кратко: внутри страны все пустует, снаружи все должны отречься, чтобы работать на Западе).

18 апреля

Первая машина с картинами из коллекции Морозовых прибыла из Франции в Россию, рассказал Швыдкой. Также он рассказал, что некоторые страны, например, Испания, просят продлить выставки с российскими экспонатами, однако российская сторона намерена вернуть их в срок -- ТАСС. Вдобавок, сказал, что возвращение российских экспонатов из Лондона, где они находятся на выставке Фаберже, необходимо проработать дополнительно, так как с Великобританией не действуют соглашения, достигнутые с Евросоюзом. Британцы "ведут себя, как обычно, жестко", однако призвал не драматизировать ситуацию -- ТАСС.


  • Моя подробная статья, подытоживающая все, что происходит с коллекцией на тот день, и как на ней оказались картины Авена и Кантора, не имеющие отношения к коллекции Морозовых.


О том, что еще подвисло в Лондоне, Италии и Испании -- МК.

Нам вернут худсоветы? Первый замглавы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова обратилась в Минкультуры с просьбой рассмотреть возможность создания общественных художественных советов на время специальной военной операции. -- ТАСС. Перформансы хотят проверять на провокации. «В условиях жесткой информационной войны против России общество особенно чувствительно реагирует на любые провокации», — говорится в запросе.
Канал "Твой стремный коллаб" комментирует: "...хочется отметить два момента. Первый момент. Сейчас и правда не время для такого рода работ в публичном поле. Во-первых, они разжигают убогий хайп, подхватываются медиа, и в это время в тень уходят более важные кейсы. Как например, повсеместный снос памятников архитектуры или же дело Саши Скочиленко. Второй момент. Современное искусство и так немало раздражало российского обывателя — Большая глина у ГЭСа тому пример. Я и сама лично в своей практике сталкивалась и с письмами в прокуратуру и с общением моего начальства с центром «Э» — еще работая в Эрмитаже. Сейчас попложение в стране очень напряженное и совриск с его деятелями — неплохая мишень, чтобы перенаправить негативные эмоции".

"Государственный Исторический музей направил запрос в Следственный комитет о проведении проверки на соответствие нормам законодательства высказываний пользователя сети Интернет, оскорбляющих память Г.К. Жукова, маршала Советского Союза. В различных информационных источниках опубликовано заявление пользователя, оскорбляющее память Г.К. Жукова, выдающегося полководца и государственного деятеля. Клеветнические высказывания о Маршале Победы как о «убийце в погонах» и мародере вызвали широкий общественный резонанс. В данной публикации главный музей национальной истории России назван «псевдоисторическим». Безусловно, подобное высказывание не может быть оставлено без внимания, поскольку дискредитирует и подвергает сомнению сам смысл существования Исторического музея, призванного хранить и популяризировать отечественную историю, препятствовать попыткам ее намеренного искажения". -- https://t.me/olga_b_lyubimova/369

19 апреля

В материале, подготовленном совместно с Garage Academy, Артгид рассказывает, как институции ищут новые способы взаимодействия со своими посетителями в состоянии нашей новейшей реальности и необходимости фильтрации контента.

В Новой Третьяковке досрочно закрылась выставка Гриши Брускина, на которой было много работ с советской символикой. "Ранее в СМИ появились сообщения о том, что проект закрылся якобы в связи с предписанием Минкультуры РФ завершить выставку ввиду подступивших негативных жалоб от посетителей" -- РИА Новости. Самого художника об этом не предупредили. Позже пресс-служба музея объявили, что это прозошло по техническим причинам: «Возникли технические неполадки в работе мультимедийной инсталляции "Смена декораций", устранить которые в ближайшее время не представляется возможным». При этом удалена даже страница на сайте музея с инфо о выставке.

Часть экспозиции выставки «Смена декораций» Гриши Брускина в Третьяковке.


Глава комитета Госдумы Ямпольская обратилась в Генпрокуратуру из-за скульптуры "Большая мать" Олега Кулика -- ТАСС. Волну покатили на нее многие, включая Прилепина, еще с прошлой недели, когда открылась выставка "Арт-Москва", где была представлена работа, сделанная, кстати, еще в 2018 году.

Команда галереи Fragment  сообщает, что закрыла пространство в Москве и не планирует возобновлять работу. Нью-йоркское отделение и его программа остаются.

Очень продолжаем переживать за наших туристов, застрявших в Конго, за коллекцию Морозовых в Париже, однако нового сырья для журналюг пока нет, поэтому СМИ надо пораздувать на другую тему. Вот имеются, значит, еще картины российских авангардистов из  Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ), находившиеся на выставке "Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард: искусство революции", (до 17 апреля в Центре сценического искусства Седжонг, Сеул, Южная Корея). Их временно не могут вывезти на родину из-за отсутствия подходящих авиарейсов, сообщает РИА Новости. Ранее екатеринбургский музей попросил досрочно закрыть выставку и вывезти экспонаты, однако корейская сторона отказала в этом. На выставке были представлены 75 произведений из коллекций ЕМИИ, Нижегородского художественного музея, Красноярского художественного музея и Приморской картинной галереи. Основу экспозиции составили 63 картины из коллекции Екатеринбургского музея. В их числе «Импровизация №217. Серый овал» Василия Кандинского, «Супрематизм» Казимира Малевича, «Еврейская Венера» Михаила Ларионова, «Косари» Наталии Гончаровой и «Беспредметная композиция» Александра Родченко.

М. Ларионов. "Еврейская Венера"


Позже объявлено, что они вернутся из Сеула в конце апреля. Южнокорейская сторона не создает искусственных препятствий для их возврата, сообщил ТАСС директор ЕМИИ Никита Корытин: "Никто не создает искусственно никакие препятствия, существуют ровно те препятствия, которые сейчас существуют во всем мире по отношению к доставке чего-либо в Россию. Никаких дополнительных осложнений с таможней, с выдачей предметов нет" -- ТАСС

Иностранная пресса обратила внимание на грант в 1 млрд. руб на культуру, выделенный российским государством. Правда, на ихнем это всего 12 млн. долларов, и не так впечатляет.

20 апреля

Фестиваль Архстояние (Никола-Ленивец) приглашает художников принять участие в конкурсе. Тема – «Счастье есть?»

С 1 сентября в российских школах в начале каждой учебной недели будут слушать гимн РФ и торжественно поднимать флаг.

Стартовала вторая волна заявочной кампании на гранты  Президентского фонда культурных инициатив.  Грант можно получить на проект или стартап по одному из направлений конкурса: «Нация созидателей», «Великое русское слово», «Я горжусь», «Место силы», «Культурный код», «Молодые лидеры», «История страны: история преодолений и побед. Вехи», «Многонациональный народ». Общий объём финансирования в рамках второй волны -- 3 млрд рублей.

Тревожащие новости по поводу Кулика становятся еще более неприятными: он был вызван в следственный комитет, открыто уголовное дело по факту об осквернении символов воинской славы (ч. 3 ст. 354.1 УК РФ). Будет проведена экспертиза. Позже художник дал TANR большое интервью, в котором объяснил, чем именно вдохновлялся, начиная с Виллендорфской Венеры, и что имел в виду.

По этому поводу подумалось, что Брускину еще повезло, что его выставку просто закрыли.


  • Не хотелось начинать этот список, но уже деваться некуда. Вот еще российские художники, не такие известные, как Кулик, на которых за последние 2 месяца были заведены уголовные или административные дела: Леонид Черный за граффити и стикеры (18 марта, Екатеринбург); Евгения Исаева с кровавым перформансом (27 марта, Петербург); Александра Скочиленко -- за замену ценников в магазине на пацифистские тексты (Петербург, 31 марта), Кирилл Кто (по информации от правозащитника Павла Чикова); Алиса Горшенина (Нижний Тагил).

  • Активно применяют новое положение Уголовного кодекса (УК) «Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации о действиях Вооруженных сил РФ» ст. 207.3 УК. (И это одна из причин, почему в этом материале нет некоторых очень ярких фотографий).


Мировой рынок: "Чтобы сократить задержки в цепочке поставок, Christie's и судоходная компания Crozier объединяются для открытия новых морских грузовых маршрутов" -- Artnet. Оказывается, морские грузоперевозки мы тоже испортили, т.к. из-за санкций корабли, на борту которых были грузы, предназначенные для РФ, в некоторые порты теперь не могут заходить, и им требуется переделывать маршруты.

Телеграм-канал "Бюро искусств" пишет: "Вот и последствия «отмены» русских коллекционеров. На небольшом и очень демократичном (120 лотов и все в районе 500-2000£) двухнедельном пасхальном аукционе Sotheby’s из 16 предметов русского искусства продано только 3, и то, по самой низкой границе. Предметы европейского декоративно-прикладного искусства, имеющие высокую популярность у наших покупателей, также остались без особого внимания. В итоге, результат аукциона: 105 840£, в отличии от суперуспешного прошлогоднего: 470 547£".

Канал "Арт-Консультант", ради разнообразия, решил привести не негативный, а позитивный сценарий развития ситуации на рынке: "...Отечественный антиквариат продолжит дорожать, поскольку его уже сейчас мало..."

На Венецианской биеннале должна была быть представлена отобранная уже давно работа из российского музея -- крупномасштабная картина La consagración, состоящая из трех частей, написанная покойной кубинской художницей Белкис Айон. Оригинал находится в Музее Людвига в Санкт-Петербурге (это часть Русского музея). Вместо нее на стену поместили репродукцию. -- ArtNews.



21 апреля

Заседание бюро Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которое ранее планировали провести летом в Казани, перенесли на неопределенную дату и явно не в России -- ТАСС

Серия интервью с современными галеристами переехала на канал "Арт-Консультант": Елена Куприна-Ляхович; Егор Молчанов: "Основное влияние санкций – это невозможность продать или приобрести вещи на западных аукционах. Всё-таки раньше какие-то предметы, интересные для русского рынка искусства, выставлялись, их можно было оплатить, привезти сюда, провести с ними исследования. Ранее осуществлялся приток новых вещей для нашей галереи, теперь он полностью закрыт, мы даже не можем получить покупки с некоторых аукционов, которые нами уже приобретены";  Ксения Подойницына: "Это не время пандемии, так как тогда люди сплотились и было ощущение взаимопомощи, была возможность для планирования, было время подумать. (...) Одна часть коллекционеров покинула страну, другая в полной растерянности. Мы стараемся идти навстречу, но несмотря на это, многие сделки сорвались".

Цены на краску будут стремительно расти -- NL Times.

22 апреля

Скандал с Куликом продолжает полыхать. В Минкультуры РФ подчеркнули, что выставка "Арт-Москва", в ходе которой экспонировалась скульптура художника Олега Кулика "Большая мать", проводилась на частные средства, а не на государственные -- РИА Новости. А вот агрессивный материал, авторы которого предполагают, что эту статую для экспонирования на Арт-Москве отбирал лично Бычков (ату его, ату).

К. Коробейникова пишет, что Министерство культуры "ошарашило музеи неожиданной заменой одного из пункта KPI (внесение экспонатов в госкаталог) на количество публикаций в СМИ, из-за чего институции обвалили лавиной запросов сайт «Медиалогии»), но быстро, правда, откатило инициативу и перенёс её на другой квартал. Только все выдохнули, как спустили другую задачу. Оповещать о всех контактах с представителями иностранных посольств, причём за 30 дней до встречи. За этот срок МИД будет решать, с кем можно, а с кем ни-ни".

Канал "Твой стремный коллаб" пишет:
"Вчера в издании The Village, которое регулярно подкидывает нам материалы для рассуждений и обсуждений, вышел текст и фотосессия Алины Пчелинцевой — бывшей пиар-менеджерки петербургского филиала ГЦСИ (структурное подразделение ГМИИ им. Пушкина). Это монолог о том, как из-за незадокументированной цензуры в учреждении ей пришлось уволиться.[Spoiler (click to open)]Алина разместила в паблике ГЦСИ текст The Village о том, как после войны существуют независимые арт-пространства 30 марта, когда издание уже заблокировал Роскомнадзор. Поэтому репост она сопроводила ссылкой на VPN. Через время с ней связалась смм-щица из Пушкинского и попросила удалить пост, Алина этого делать не стала, так как никакой бумаги о правилах музей не издал. Затем Алина уволилась, так как самоцензура противоречит ее принципам. Вроде все правильно — нет документа, нечего и удалять. Уволиться по убеждениям — тут тоже вопросов нет.
Вопросы в том, как Алина дала интервью. А именно — процитировала слова директора Пушкинского Лошак, которые были ей переданы в приватной беседе коллегами. «Якобы Марина Девовна с присущей ей деликатностью сказала, что я слишком хороший человек, чтобы на данном этапе и в данных обстоятельствах работать в государственном учреждении». Таким образом Алина Пчелинцева как бы так сказать... слегка подставила своих же петербургских коллег. Которые, кстати, без вопросов взяли ее на работу несмотря на то, что Алина на полставки работает на ЛГБТ фестиваль «Бок о бок» — этот факт не раз муссировался в тг-каналах вроде Cultras. То есть петербургские коллеги Алины — не ссыкло какое-то. Мое мнение такое — если коллеги тебе  ничего плохого не сделали (а Алина в тексте много раз повторяет, что коллеги — классные), то подобные тексты надо как-то соотносить с их дальнейшей судьбой. Ну или прямо говорить — они рабы системы и пофиг на них, пусть дальше молчат ради ипотеки. Может, я и не права, конечно. А вообще, советую всем, кто не готов к цензуре и прочему, увольняться из гос.учреждений. Тем, кто не может — надо относиться к нормальным коллегам по-человечески и держаться друг друга".



  • Речь идет о статье в The Village «Это, если что, не донос какой-то»: пиар-менеджер петербургского филиала ГМИИ имени Пушкина уволилась из-за цензуры Ее просили удалить статью The Village (21 апреля). В которой шла речь о статье там же «Нужно помочь друг другу не сойти с ума»: Что происходит с независимыми галереями в Петербурге (29 марта)


NY Times: "Глубокая ирония отмены всего русского" (пейволл).

23 апреля

Рассмотрев все соответствующие документы и договора, Министерство культуры Франции подтвердило свое намерение, высказанное две недели назад: задержать третью картину с выставки коллекции Морозовых -- "Портрет Тимофея Саввича Морозова" Валентина Серова (1891), сообщило в пятницу Agence France-Presse.  Картина принадлежит частному музею МАГМА, основанному Вячеславом Кантором, недавно попавшим под пятый пакет санкций.

В Венеции тем временем весело. Как мы помним, Россия в этом году не участвует, павильон (отреставрированный за гигантские деньги) стоит закрытым. Но это не мешает ему быть частью арт-процесса: уже который день подряд различные художники-акционисты устраивают на его фоне протестные акции, посвященные понятно чему. 21 апреля: Вадим Захаров вышел с плакатом; 22 апреля -- акционист из Беларуси Алексей Кузьмич  с акцией «ТранСССРверсия», красной краской нанесший на фасад павильона надпись «Бело» и продекламировавший нацистское приветствие; 23 апреля -- Алексей Юдников в черной маске Фантомаса и плаще + фото Путина.

Сообщают: против Леонида Михельсона, хозяина фонда VAC и московского ДК "ГЭС-2", на Венецианской биеннале 2022 распространяют вот такие листовки.


Мария Антонян пишет в фб: "Извините, о профессиональном. Услышала тут в интервью М. Гельмана, что акционизм и дальше будет самой успешной формой искусства в России. Really??Who?? Конец апреля уже. Не будет".

По неподтвержденным данным вечера субботы, коллекция Морозовых прибыла наконец в Эрмитаж.

Tags: 2022
Subscribe

Posts from This Journal “2022” Tag

Comments for this post were disabled by the author