Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Дайджест кризисных новостей в мире российского искусства (11.04-17.04)

Как нынешняя ситуация отражается на выставках, музеях, кураторах, меценатах и проч.
Краткая сводка новостей за прошедшую неделю.

Предыдущие выпуски -- по тэгу.



16 апреля: В Сирии прошла выставка работ студентов и преподавателей из Санкт-Петербурга. Фото: © Низами Гаджибалаев/ТАСС


+ 5 апреля: еще одна американская статья о том, как плохие русские олигархи манипулировали американскими учреждениями культуры, осыпая их деньгами, ай-ай-ай.
+ 8 апреля: английский TAN рассказывает, как украинские события повлияли на отмену французской выставки в Китае, и что вообще дальше будет с интернациональным выставочным обменом. + Итальянский TAN примерно о том же, но с нюансами.

11 апреля (понедельник)

Хэппи-энд истории, которая была главным сюжетом арт-новостей прошлой недели: возвращение экспонатов, задержанных на финской границе.


Фото: ГТГ/Юлия Захарова

Три грузовика с экспонатами из разных музеев прибыли, соответственно:

  • в Эрмитаж (+ Гатчину, Царское село)

  • в Пушкинский музей. Обзор TANR c картинками "Ван Гог, Мунк и Валлоттон: 21 произведение вернулось в Пушкинский из Японии" (спасибо пресс-службе за отзывчивость!)

  • в Третьяковскую галерею (полный список вернувшихся экспонатов так и неизвестен, есть один Кандинский, плюс "Видение отроку Варфоломею"  -- повтор из ГМЗ "Абрамцево", также вот отсюда мы узнаем, что еще был "Заключенный" Ярошенко

  • в Музей Востока (картины Рериха "Приказ Учителя", "Ведущая" и "Заратустра")

Пресс-служба Эрмитажа продолжает демонстрировать высший класс: журналистов пригласили на торжественный въезд грузовика во двор и другие символические процедуры по камбэку (раннее утро). Выложены видео. В течение дня, видимо, по совету Минкультуры, аналогичные видео выкладывают три других музея, но это уже не так интересно и однообразненько, я согласна с коллегой ку-ку, что можно и расширять список форматов, и отрабатывать редкий позитив по полной.

Н. Ярошенко. "Заключенный". 1878


Тем временем (дожёвываем Морозовых), англичане нашли какого-то источника во французском правительстве, который рассказал, что Франция договаривается со странами по пути будущего следования грузовиков (русский перевод на сайте TANR, там и другие забавные мелочи). А самый человечный из российских культурных спикеров -- Михаил Ефимович Швыдкой, дай бог ему здоровья, говорит, что коллекция Морозовых может вернуться в Россию к майским праздникам, вся логистика возвращения проработана - ТАСС.

Пиотровский говорит: "Что касается других выставок – всё идёт своим чередом, экспонаты готовятся к возвращению. Но напоминаем, что публичное обсуждение этих процессов вредит безопасности экспонатов". Ну плюс Медведев: "ни шатко ни валко идет процесс возвращения в Россию картин, выставлявшихся фондом Louis Vuitton в Париже в рамках показа коллекции братьев Морозовых... Молодцы европейцы, просто красавцы… Ну или банальные ворюги, с какой стороны посмотреть" - ТАСС.  Для нашей коллекции -- более ранняя французская статья с цитатами из французских националистов про то, почему именно надо не отдавать, стилистика шикарная. Про картину В. Кантора по состоянию на 16.04 обновлений нет.

Валентин Серов. "Портрет Тимофея Саввича Морозова". 1891. Музей МАГМА (коллекция В. Кантора). Очень рядовая картина, если честно, недостойная Серова -- посмертный портрет, написанный по просьбе родных по старой фотографии.


Отслеживаем словоупотребление: ...выставка "Петр I и его эпоха" посвящена, в частности, теме сохранения Россией, находящейся между Востоком и Западом, собственной идентичности и независимости, заявил руководитель Федерального архивного агентства (Росархива) Андрей Артизов -- ТАСС.

"Коммерсантъ" о том,  как власти изгоняют из страны зарубежные неправительственные организации, направленных на развитие сотрудничества в науке, образовании, культуре.

Аналитика от TANR: Арт-рынок — жертва санкций или тихая гавань для активов? Итоги прошедших недель и прогнозы на будущее.

Английский TAN о том, насколько текущая венецианская биеннале находится под влиянием украинско-российских событий.

12 апреля (вторник)

Обзорная статья, как и за что арестовывали картины в мире, и по каким законам: Искусство в роли заложника: как это бывало - TANR (обзорная статья с кейсами для общего развития).

Интервью: Художник Святослав Пономарев предсказал расцвет искусства после "глубокой травмы".

Льготный вход и благотворительность: музеи по всей стране все чаще приглашают на особых условиях или на специальные экскурсии эвакуированных граждан, в особенности детей, из республик ЛНР и ДНР, военнослужащих и членов их семей, ветеранов и волонтеров. Также передают прибыль от проданных билетов.

13 апреля (среда)

В Гостином дворе в Москве начинается ярмарка "Арт-Москва", вызывающая сложные ощущения у посетителей.

Музеи Кремля объявили, что выствка про дуэли, вернисаж которой был отменен 4 марта, а иностранные экспонаты мгновенно были отозваны, откроется в мае в новом варианте на другом материале. Кураторы и сотрудники музея -- вам мое восхищение за продолжение труда, за то что продолжаете просвещать нас и успокаивать красотой.

Россия втрое увеличила финансирование госСМИ с начала событий. За три месяца из федерального бюджета на их работу выделили 17,4 млрд рублей, больше, чем на армию, нацбезопасность, полицию или соцподдержку. -- ЗАКС.ру

Пятый пакет санкций Евросоюза усугубит кризис в книжной, журнальной и газетной полиграфии: к нехватке бумаги прибавится острый дефицит полиграфических красок, которые в основном импортировались из ЕС. Европейские производители уже останавливают поставки, а китайские аналоги на 80–100% дороже, говорят полиграфисты и издатели. Запасов материалов хватит на два-три месяца. Тем временем полиграфисты надеются наладить поставки из других стран или реанимировать отечественное производство. Но даже если это удастся сделать в короткий срок, себестоимость книг, журналов и газет существенно вырастет -- Коммерсант

Некоторые итальянские деятели культуры призывают запретить все нахрен (сотрудничество с Россией) -- итал. TAN

Юрий Альберт. Нам плохо. 2022 (своего рода "ответ" на "Вам хорошо" Комара & Меламида 1972 года).


14 апреля (четверг)

Российские музейные планы россыпью:
Этнографический музей займется продвижением идей народного искусства в современный дизайн - ТАСС;  Музейный комплекс построят к 80-летию Победы у Ржевского мемориала Советскому солдату - ТАСС.

Минкультуры подтвердило намерение провести Петербургский культурный форум в ноябре. Два года форум не проводился из-за пандемии коронавируса -- ТАСС. Интересно, много ли будет заграничных гостей.

Канал "Музейный патруль" сообщает: Петербургские художники «законсервировали» Биг Мак. В 1961 году итальянский концептуалист Пьеро Мандзони выпустил серию своего (уберите детей от экранов) дерьма, «закатав» его в знакомые всем банки для консерваций... Недавно в Петербурге творческое объединение «Любители», вдохновившись историей искусств и днём настоящим, «законсервировали» похожим способом Биг Мак. Параллели проводить не будем, тут про целую эпоху, чье прекрасное мгновение уже не остановить. Банки начали покупать ещё на стадии релиза, но вот внутрь можно и не лезть. Написано сразу «на 100 грамм продукта приходится лишь пустота, боль и немного светлой памяти».



+ Георгий Мамедов, текст из сборника о ключевых понятиях деколониальной мысли «Деколониальность: настоящее и будущее»: "...Навязчивый интерес к (де)колониальной проблематике в российском контексте генерируется преимущественно олигархическими арт-корпорациями. Интерес этот продиктован одним — стремлением казаться «современными» и, как ни парадоксально, «западными», быть в контексте интернациональных трендов. Такой культуртрегерский подход не только полностью выхолащивает собственно критическое и политическое значение деколониальной мысли, но и создает искаженное представление о колониальной проблематике в самой России..." (via Чернозем и звезды).

Хакеры из сообщества Anonymous опубликовали в сети базу электронных писем российских государственных органов. В открытом доступе в том числе оказались 230 тыс. писем Минкульта с информацией о зарплатах, увольнениях и состоянии объектов культурного наследия. -- АФИША

Русский Форбс опубликовал список того, что отняли у наших олигархов в период с 8 по 14 апреля.

15 апреля (пятница)

Учреждениям культуры явно выдали еще одно тематическое задание: Московский Музей Победы подготовил выставку (с 19 апреля) об истории украинского нацизма. В экспозицию войдут предметы, связанные не только с периодом Великой Отечественной войны, но и с событиями на Украине в 2014-2022 годах -- ТАСС. В РНБ откроется выставка "Украина в Великой Отечественной войне". Среди экспонатов – фотогазеты, рассказывающие о партизанском движении в Приднепровье и Заднепровье -- ТАСС. Список музеев с подобными выставками, очевидно, будет увеличиваться.

Социолог сходил на выставку про НАТО в Музей современной истории России и описывает ощущения - Блюпринт

Мария Москвичева о текущих выставках: Актуальное искусство берет самоотвод, в то время, как китч расцветает.

Растим внутренний туризм: Министерство культуры РФ готово обсуждать и решать все возникающие вопросы сотрудничества туриндустрии и музеев -- РИА Новости. Ранее министр культуры Любимова рассказала о том, что надо увеличивать сотрудничество между столичными музеями и региональными, см. "Цикл мероприятий по продвижению лучших практик региональных и муниципальных музеев".

16 апреля (суббота)

Галерист Эльвира Тарноградская, блиц-интервью "Арт-консультанту": "Банки, в которых открыты наши счета, попали под санкции. Мы больше не можем переводить средства художникам, живущим за рубежом... (...) Из наших клиентов примерно 40 % покинули или собираются покинуть страну..."

Внезапно название выставки основного проекта 7-й Сингапурской биеннале, которая откроется в октябре, — «Наташа». Кураторский комитет, состоящий полностью из женщин, решил «дать биеннале имя собственное, чтобы зрители получили возможность развить более глубокую связь с искусством и процессами, стоящими за выставкой».


  • В западной прессе вообще ничего интересного ни про олигархов, ни про запреты, даже "наши люди" в The Guardian перестали строчить на тему, что русскую культуру отменять не надо. Видно, мы, хотя бы в области культуры, перестаем быть кликбейтом. Хотя вот интересная филологическая статья о том, как русский мат стал инструментом резистанса для украинцев.

Tags: 2022
Subscribe

Posts from This Journal “2022” Tag

Comments for this post were disabled by the author