Шакко (shakko.ru) wrote,
Шакко
shakko.ru

Categories:

10 самых знаменитых картин с пейзажами

Какие картины с изображениями пейзажей считаются хрестоматийными? Мне захотелось составить список таких изображений в европейском изобразительном искусстве.



Отметим, что в Европе Нового времени самостоятельный пейзажный жанр появился очень поздно. Да, от греков и римлян пейзажные фрески сохранились, но затем этот жанр на нашем континенте надолго умер. В Средневековье его не существовало (это особенно поразительно по сравнению с Японией и Китаем, где уцелели свитки с рисунками пейзажей аж 8 - 12 веков нашей эры, ну, как говорят). В Европе же пейзаж даже в Ренессанс существовал как второстепенный задник для "нормальных" сюжетов: христианских историй или античных мифов, чуть позже -- жанровых сцен.  Но, наконец, примерно в середине 16 века он окончательно, как следует, возник. И с тех пор радует наш взор.

Итак, вот мой пристрастный выбор самого намозолившего глаза. Условие: люди не должны быть главным объектом на картине (поэтому отпадают брейгелевские "охотники на снегу"); зданиям по условиям задачи можно.


Неизвестный итальянский художник (Лучано Лаурана, Мелоццо да Форли?). "Идеальный город". 1480-е - 1490-е (?)

Одна из нескольких ренессансных картин, на которых автор очень зримо наслаждается наукой под названием "архитектура", недавно особенно вошедшей в моду во владетельных домах Италии, а также открытием такой забавной штуки, как "перспектива" (когда линии зрительно сходятся в одной точке), неизвестной средневековым художникам. А также тем, что, оказывается, можно использовать линейку!




Брейгель. "Вавилонская башня". 1563

Во второй же картине, которую я приведу здесь в качестве иллюстрации пейзажного жанра, впрочем, мне придется нарушить это установленное мною же правило: ведь это -- иллюстрация ветхозаветного мифа. Однако людишки тут явно -- совершенно не главное, а основной сюжет -- это именно гигантское здание, фоном для которого выступает город, списанный с нидерландских городов времени жизни Брейгеля. Ну, а о том, насколько знаменитой станет эта картина на протяжении веков, пожалуй, даже и не стоит  говорить.



Брейгель. "Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц". 1565

Важным компонентом для рождения пейзажной живописи были миниатюры в рукописях, иллюстрировавшие, в частности, календарь, смену времен года (самый знаменитый цикл -- из "Великолепного часослова герцога Беррийского"), то есть различные виды крестьянских работ и дворянских развлечений в зависимости от месяца. Особенно это активно развивалось к северу от Альп. Поэтому нет ничего удивительного, что первые зимние пейзажи, как отдельный (довольно сложный) поджанр, были изобретены именно в этих краях. (Самые лучшие заснеженные картины мы собирали здесь).

Этот пейзаж кисти опять-таки Брейгеля (гений, куда деваться) -- типичен для своего региона и эпохи, впоследствии голландцы будут создавать массу подобных пейзажей, начиная с Аверкампа.



Эль Греко. "Вид Толедо". 1606-1614

Единственный сохранившийся пейзаж этого великого мастера, гения религиозной живописи и портретов. Я была -- много лет назад -- ровно на этом самом месте, перед дождем, и оно реально выглядит вот так вот фантастически, только зеленой травы стало меньше. Надеюсь когда-нибудь снова увидеть Толедо.



Клод Лоррен. "Порт с высадкой царицы Савской". 1648

Эта картина -- эталон пейзажа классицизма, в котором даже сюжет из Ветхого Завета обязан разворачиваться в античных декорациях. Может выглядеть сегодня немного скучновато, зато ценность того, как Лоррен написал оттенки солнца и неба -- несомненна.



Вермеер. "Вид Делфта". 1660-1661

Один из первых именно "городских" пейзажей в мире, написанных непосредственно с натуры. Впоследствии этот поджанр будет очень популярным (особенно когда изобретут почтовые открытки), но в те годы это было новаторством: никаких нимф на первом плане, ни даже шествий королей. Любопытный нюанс, как смогли точно датировать картину: в церкви отсутствуют колокола, а по источникам точно известно, в какие годы жизни Вермеера это происходило.



Виды Венеции кисти Каналетто (18 век)

Если мы попытаемся выбрать из 18 века какой-нибудь пейзаж, символизирующий целое столетие, то сделать это будет достаточно трудно. (Вообще отбор топ-10 из всего мирового наследия -- это та еще по сложности интеллектуальная работа, поверьте мне, сижу вот напрягаюсь, отбираю). Остановиться, видимо, стоит на венецианце Каналетто, но не на его конкретном произведении, а на том образе Венеции, сладкой и благодатной, которой он создал своими произведениями.




Клод Моне. "Впечатление. Восход солнца". 1872

Картина, с которой начался импрессионизм. И живопись больше никогда не будет прежней, реализм будет уходить все стремительней и стремительней, оставляя нам, зрителям только впечатления и эмоции.



Ван Гог. "Звездная ночь". 1889

Если у кого-то к концу 19 века оставались иллюзии о том, что по пейзаж, написанный красками, должен максимально правдиво отражать природу, то Ван Гог развеял их окончательно. Доказав, что при этом пейзаж может оставаться невероятно красивым.



Сальвадор Дали. "Постоянство памяти". 1931

Более того, пейзаж ныне даже не обязан изображать реальную Землю. Впрочем, вы можете поспорить со мной насчет того, что это не пейзаж, а скорее натюрморт... А может, что-то другое? Впрочем, после "Впечатления" Моне это все равно уже совершенно не важно...



***

Пожалуйста, тащите в комментарии те картины-пейзажи, которые вы считаете "иконическими", необходимыми для истории искусства? (Ну и просто самые любимые, тоже отлично).

Tags: подборки картин
Subscribe

Posts from This Journal “подборки картин” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “подборки картин” Tag