Шакко (shakko.ru) wrote,
Шакко
shakko.ru

Categories:

Крупнейшая выставка, посвященная Виктору Цою, открылась в Манеже

Костюмы из "Иглы" и "Ассы", гитары, перстни, и даже собственноручно нарисованный "Черный квадрат".  Все это подано по последнему слову выставочного дизайна и ошеломляет яркостью, красочностью и саундреком.

Выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя» (до 15 апреля) создана, в первую очередь, для фанатов группы "Кино". Однако будет ли она интересна тем, кто не принадлежит к их числу? Мой ответ -- да, поскольку Цой здесь предстает не как единственная тема выставки, а как метод, с помощью которого показаны 1980-е и то, чем тогда жили советские люди, культурный и эмоциональный срез.


Белые фигурки Виктора Цоя в этом зале парят под потолком в мыльных пузырях


Создателем архитектуры выставки стали Агния Стерлигова, Александр Кармаев  и их бюро Planeta9 (я рассказывала о них тут), которые в последние годы отметились увлекательными проектами, типа "Дюрера" в ГИМе. Но в данном случае они были не наемными исполнителями, а главными инициаторами выставки. Поэтому вложились на все сто. Экспозиция сделана так, что скучно в ней не будет, она увлекает, как блуждание в лабиринте в парке аттракционов, ходишь и ловишь свою челюсть.



Важный момент: поскольку Цой, в первую очередь, это акустическая история, звук стал одним из главных экспонатов выставки. Перед входом в экспозицию надо подойти и взять в бесплатную аренду наушники. Во время хождения по залам посетитель слышит различные тематические звуковые дорожки, а у определенных экспонатов включается собственный саундтрек, или записанные интервью. (Все мультимедиа делало бюро Pitch, музыка же, если она не принадлежит "Кино", написана специально для проекта композитором Дм. Вихорновым).



Бюро Planeta9 даже вроде бы рассказывало, что ориентиром для них был знаменитый проект "David Bowie Is", стартовавший в Музее Виктория и Альберта в 2013 году, а потом проехавший по 12 другим музеям с аншлагами (есть документальный фильм David Bowie Is (2014) и приложение для виртуальной прогулке по той выставке https://davidbowieisreal.com/).

Очевидно, что если говорить о культах личности, то именно Цой -- это наша рок-икона, сравнимая с Боуи, так что ориентир на посвященную тому выставку и попытка увековечить похожими методами -- закономерный вариант. Ну а лично мне понравилось ходить и смотреть, какие необычные методы экспонирования сейчас можно встретить. Вот какая жизнерадостная витрина, например. Никакой скуки.



Отдельный зал, впечатляющий -- реконструкция/инсталляция котельной "Камчатка", с кучей угля в углу, лопатой и проч.



Фанатам "Кино" наверняка будет интересно разглядывать всякие меморабилии, в том числе три подлинные гитары Цоя. Чтобы сделать эту выставку, организаторы в течение нескольких лет работали, договаривались с членами семьи Цоя и его последней возлюбленной, Натальей Разлоговой, с которой он прожил последние годы, и у которой сохранился основной массив его вещей.



Самый красивый зал -- как бы планетарий. Мониторы, оформленные в виде небольших планет, предлагают нам ознакомиться с интервью друзей и близких Цоя, записанных специально для проекта.  А еще там интересно просто ходить, стоять, загружаться...




Не пропустите в этой темноте забавный экспонат -- шубу, которую Цой купил любимой Наталье Разлоговой на первый гонорар.



Плакаты известно к какому фильму. (Я. как обычно, фотографирую не все экспонаты, а лишь самые запомнившиеся и фотогеничные: всего на выставке представлено более 300 предметов).



Несколько витрин посвящено знаковым "лукам" Цоя, в которых он выступал сам себе дизайнером, перерабатывая донесшиеся с Запада идеи и воплощая их с помощью доступных в СССР предметов. Также представлены костюмы из кинофильмов, где он играл. (Только тут, кажется, уже реконструкции).





Это подлинные аксессуары, сохранившиеся у Разлоговой. По слухам, не знаю, насколько они правдивы, после гибели Цоя его вещи были сложены в несколько коробок, и вот тридцать лет к ним никто не притрагивался, их распаковали специально для этой выставки.



Зал, в котором много маленьких Цоев парят под потолком в пузырях. Знаете ли вы, что в системе аллегорий старых мастеров, мыльные пузыри -- это символ бренности, мимолетности жизни, отлетающей души?... По стенам -- мониторы, в которых можно посмотреть разные сюжеты.



Что обозначает эта лодка? Это какой-то важный объект из фильмов Цоя? Я не фанат, извините, просветите плиз те, кто в курсе.
UPD: А. Стерлигова уточняет: Могу рассказать про загадочную лодку в зале «Игла» - за пару дней до открытия захотелось исключительно стенографически «кинуть лодку» на пустое место.... Нашли удивительную лодочку - плоскодонку на Авито, точнее увидели по ужасным фото что-то отделено напоминающее деревянную лодку красивой формы. За сутки доставили в манеж... и все в неё влюбились) Она никак не связана с Цоем, просто красиво лежит.




Отдельный зал, заинтересовавший меня более всего в связи с моей профдеформацией, показывает Цоя как художника питерского андеграунда. Вообще на слуху, что он был членом знаменитого тогдашнего объединения «Новые художники» Тимура Новикова и проч., но отдельно его наследие показано именно впервые. Тут собрали более 70 произведений, в основном графика.



Его произведения показывали и показывают в выставках на тему 1980-х, но там ощущался каким-то второстепенным, чуть ли не случайным. Здесь же -- единая совокупность. Поскольку моей специализацией этот период не является, то с большим интересом прочту, как эта выставка позволяет переоценить Цоя, как художника (видимо, поп-арта), когда об этом напишут настоящие арт-критики в теме.



Кстати, Цой понимал "Черный квадрат" и любил его. Подстава, да?

В. Цой. "Черный квадрат, или Портрет К. Малевича". 1990. Собрание Н. Разлоговой


Очень много в его графике человечеков, напоминающих Кита Харинга (которого он видеть, вероятно, не мог).




По мотивам этих человечков даже сделаны гигантские фигурки.



Автопортрет.



Портрет Натальи Разлоговой.



Все это вполне в русле того, что творилось в арт-мире в те годы, недаром, по легенде, Уорхол оценил Цоя высоко.




Отдельный зал посвящен тому, что дала на выставку Джоанна Стингрей (вот она, на презентации, красотка, несмотря на годы).
Она указывает на легендарную баночку супа Уорхолла, которую ту послал Цою (а Каспарян, как я поняла, свою вскрыл и съел сразу).



Сувениры, письма фанатов.




Еще один зал с инсталляциями посвящен последнему проекту Цоя, который не успели воплотить -- по сценарию самого  Уильяма Гибсона, гения киберпанка,  Рашид Нугманов должен был снять фильм «Цитадель»



На экране, в луче света на фоне Александрийского столпа, двигается мультипликационная фигура Цоя, выполняющая некие трюки (реконструкция задумок).



Наконец, в конце мы входим в коридор, посвященный смерти и жизни после смерти.



После окончания московского показа выставка вроде бы должна отправиться в путешествие по регионам. Половину ее бюджета, очевидно гигантского, составил Президентский грант; любопытное и в кое раз целевое вложение в культуру, интересную людям, а не в казачество или православие, хвалю).

Сайт выставки
https://www.tsoyhero.com/

Цены на билеты кусаются. Со скидками можно найти за 600 рублей. Лучше идти в будни. В выходные цена 1600 руб, для тех, кто без скидок.


Tags: выставки, музыка, советское
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Bestliolio

January 19 2022, 14:27:39 UTC 5 months ago

  • New comment
Цой и все "Новые художники" совершенно точно знали и Харинга, и "новых диких", и западную культуру граффити и комиксов и подражали ей. Об этом подробно пишет Андрей Хлобыстин в своей эпохальной книге "Шизореволюция. Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века." Это художественное поколение, в отличие от "газа-невского" предыдущего, существовало совсем не в информационном вакууме, а с перестройкой в СССР вообще хлынули западные творческие личности. В Новой Академии Тимура Новикова вовсю тусовались и иностранные "студенты", и вообще — "На углу Невского и Рубинштейна мы встретили Феликса Гваттари, спрашиваем: ну как там поживает Жан-Мишель Баския? А он отвечает: прекрасно, у него самые крутые вечеринки в Нью-Йорке" ))
Эта граффити-эстетика с человечками у "Новых" общая, а фирменные зубастые собаки и машинки вообще настолько одинаковые у всех, что я их путаю ))

Цой


Инал Савченков


Иван Сотников


Андрей Крисанов


И много чего еще. Цой как раз из них был, по-моему, самый слабенький как художник, он все-таки музыкант в первую очередь.


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “выставки” Tag