Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Синдром Стендаля: личный опыт

"Синдромом Стендаля" называют состояние, когда человеку, обычно туристу, становится физически плохо от передозировки великолепных произведений искусства. Это такой "приход" от обилия красоты.

Среди симптомов -- головокружение, обморочное состояние. Назван симптом, как следует из названия, по писателю Стендалю, который испытал и описал это состояние во время своего визита в Италию в 19 веке. Ученые связывают это с переизбытком эмоций у смотрящего и считают, что дело не только в красоте, но и в наличии у смотрящего знаний, на что именно он смотрит, то есть восхищение не только от гармонии, но и от культурной репутации предмета, его вековой истории. https://it.wikipedia.org/wiki/Sindrome_di_Stendhal

Мне кажется, тут еще важно, что таких предметов в сфере внимания у смотрящего оказывается одновременно МНОГО, то есть мозг начинает подавать сбивчивые сигналы телу еще и от банального переизбытка информации. Также важно, как мне кажется, что человеку все время приходится напрягать взгляд, фокусировать взор слишком сильно и много, и это отключает другие системы тела, происходит своего рода депривация.




По моей просьбе одна из читательниц поделилась своим личным опытом  об испытанном ощущении:

На самом деле синдром Стендаля у меня был дважды, оба раза — в Италии. Первый раз, когда в один день нам впихнули Ватиканский музей и галерею Боргезе, второй — когда по доброй воле после Уффици и музея Барджелло я пошла еще и в Питти — это был бесплатный день, вот что.

Второй случай помню ярче, попробую описать. Начинается он не сразу. Сначала ты просто ощущаешь усталость — второй/третий музей за день, ноги-спина, все такое. Потом начинаешь ощущать, что мозг устал, не может больше воспринимать и переваривать новую информацию, как в компьютере — жесткий диск забит информацией, оперативная память не справляется, усталость постепенно сменяется ощущением сенсорного перегруза, это очень тяжело переносить. А информация в виде картин продолжает валиться на тебя со всех сторон, особенно в палаццо Питти, где каждый небольшой зал плотно завешан картинами в несколько рядов.

Довольно быстро — примерно через 15 минут после фиксации ощущения, что мозг устал и больше не может, начинаются уже физиологические симптомы: головокружение, дрожь в коленях и руках, такое в целом предобморочное состояние, желание закрыть глаза и лечь куда-нибудь, где прохладно, темно и тихо. Начинается тошнота — до рвотных позывов у меня дело не дошло, но отчетливое ощущение "меня мутит, где тут антикварный мраморный унитаз" было. На этой стадии уже никакое искусство никак воспринимать невозможно, может появиться что-то вроде клаустрофобии, хочется просто уйти отсюда, выйти на воздух и смотреть максимум на зелень.

Наверное, могло дойти до рвоты и обморока, но тут, на мое счастье. картины кончились и начались просто богато украшенные старинные интерьеры, а это уже было гораздо легче и постепенно отпустило, но не до конца. Потом пару дней, а может и больше, не хотелось никакой визуальной информации вообще.


***
Второй рассказ, от другого человека:

Первый раз это было в Италии; экскурсия у нас маленькая, всего на 5 человек. Экскурсовод рассказывала очень подробно про Савонаролу, коснулась момента, когда на огромном костре было уничтожено множество произведений искусства. Описывала события с подробностями, буквально по минутам и часам. Мы сидели в капелле Данте и Беатриче; кроме нас в ней никого не было.

Неожиданно что-то неприятное надвинулось, было ощущение какого-то сгущения воздуха, горло сдавило, участился пульс. Не могу сказать, что я склонна к мистике, совсем наоборот; я не сентиментальна; но у меня очень развито воображение. Мне пришлось выйти из капеллы, буквально выскочить, на воздухе стало лучше.

Я буквально СЛЫШАЛА, как ревет огонь костра, СЛЫШАЛА, как лопались струны инструментов, которые швыряли в костёр, ощущала движение толпы.
Это было чертовски неприятно)))

Второй раз что-то подобное случилось в Прадо, но там ощущения были со знаком плюс, хоть и очень сильные. Мне повезло, что в зале было почти пусто, я уселась на пол перед «Менинами», смотрела на картину, не отрываясь, буквально впала в неё. Через какие-то время я ОЩУТИЛА шёлк, из которого были сделаны бантики на платье крошки-инфанты; ощутила запах пудры, собачьей шерсти, мне казалось, что я вижу даже красные ниточки, которым вышит символ Сантьяго на плаще художника: опять затошнило, заколотилось сердце, я стала мокрая, как мышь под веником от своих ощущений, я провалилась в картину, но это были более приятные впечатления, чем в первый раз.

***

Если вы тоже испытывали нечто подобное, поделитесь, будьте добры, в комментариях, очень любопытно будет услышать.

Tags: теория
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 160 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal