Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Переатрибуция эльгрековской «Дамы в меховой накидке»: уволили к черту

Эль Греко был великим портретистом, однако женских портретов у него немного, две-три штуки максимум, и то какие-то страшные и недостойные его имени, да и вряд ли на самом деле его. Из них всех выделялась эта картина, которая вдобавок хранится в Великобритании, что хорошо способствует распространению информации и популярности произведения искусства.



Я сфотографировала эту книгу в книжном киоске ГМИИ, в качестве примера того, что и уважаемые западные издательства делают ошибки, ведясь на "красивое".


Итак, какова же современная ситуация с этим портретом?

"Портрет дамы в меховой накидке". Дом-музей Поллока, Глазго


В общем-то, любому, кто внимательно смотрел хоть раз в жизни на картины Эль Греко, было понятно, что это произведение -- не его. Слишком гладкое, манера совсем другая.

Для сравнения: Эль Греко. "Фрей Гортензио Паравичино".


Сторонники авторства Эль Греко говорили, что мол, девушка -- достаточно ранняя, когда он так импрессионистично еще не писал. Но, во-первых, она явно "испанская" по иконографии, а во-вторых, в свой ранний, итальянский период, Эль Греко писал как Тинторетто и поздний Тициан -- тоже трепетной кистью, пусть и иначе трепетной.

Ранний портрет Эль Греко: "Джулио Кловио".


Но она была выставлена ​​в Лувре в 1838 году как часть коллекции французского короля Луи Филиппа I именно под его фамилией, и так и понеслось...

Испанские специалисты по родной портретной живописи пожимали плечами насчет атрибуции британского музея: мол, если вам так хочется иметь "Эль Греко", то как тут вас переспоришь? Но мы-то знаем правду...

Иметь некий женский образ, связанный с художником, было необходимо и массовому бессознательному: было известно, что он -- не гей, в источниках сохранилось имя его внебрачного сына и сожительницы по имени Херонима де лас Куэвас. На основе этого конструировалась драматичная история любви, разумеется. В байопике 2007 года актер, играющий роль Эль Греко, пишет портрет своей возлюбленной -- имено "Даму в мехах".




По другой легенде, это не его любовница, а его дочь. На этом предположении основана фабула испанского байопика 1947 года "La dama del armiño". Забавный нюанс: на постерах женщина -- в горностае, согласно привычному испанскому названию картины. А на картине-то у нее шуба из рыси, что было достаточно распространено в Ренессанс. Английское название произведения "Lady in a Fur Wrap" без конкретики, что более корректно.



В общем-то, о том, что это не Эль Греко, говорят уже лет сто.

В 2004 году Габриэле Финалди, экс-директор Прадо,директор Национальной галереи, сказал, что это «проблемная картина», добавив: «Другими словами, она все меньше и меньше похожа на Эль Греко».



И вот наконец это подтвердили официально.

Для начала в 2014 году картина прилетела из Глазго в Прадо, на масштабную выставку к юбилею Эль Греко. Можно сказать, картину коварно заманили. Там, воспользовавшись случаем, испанцы ее сравнили как с подлинными Эль Греко, так и с работами двух основных кандидатур на авторство -- Алонсо Санчеса Коэльо и Софонизбы Аниссолы. Это придворные живописцы испанского короля более старшего поколения. (Сам Эль Греко никогда не работал при дворе).

Санчесу Коэльо и Ангиссоле как раз такое застывшее позирование, наоборот, свойственно.

А. Санчес Коэльо. "Инфанта Каталина Микаэла"


С. Ангиссола. "Портрет королевы Анны Австрийской"


После этого испанцы заявили в СМИ, что, в общем-то, пора с этим безобразием атрибуционным завязывать. (Тут еще нюанс -- Эль Греко, конечно, великий испанский художник, но он все-таки грек. А испанских-испанских художников в Испании еще было достаточно. И знаменитая "Дама в мехах" - безусловно шедевр, так что атрибуция ее другому испанскому художнику полезна для реноме культуры страны, так как это +1 знаменитый автор).

В 2017 году сравнить "Даму" с картинами Эль Греко, Ангиссолы и Санчеса Коэльо дали уже экспертам того музея, которому она принадлежит. Верней даже так, была образована целая рабочая группа, состоящая из экспертов из Университета Глазго, музеев Глазго, Национального музея Прадо в Мадриде и Национального фонда Шотландии, к которому относится Дом Поллока (владелец реботы). Вот сайт проекта.



Для этого картины-эталоны им должны были привезти из других мест, а, как вы понимаете, это достаточно бюрократическая процедура.

Как происходит сравнение? Сравнивают мазки под микроскопом (у всех свой "почерк", и под микроскопом это виднее), сравнивают состав красок, последовательность действий, смотрят, что скрывается под красочным слоем, какие подмалевки, эскизы.

В данном случае, например, установили. что грунтовочный слой "Дамы" был светло-серым, тогда как Эль Греко грунтовал свои картины обычно слоем коричневато-красного цвета.



Они также использовали инфракрасную рефлектографию, которая доказала, что контуры первоначальных рисунков стандартных Эль Греко радикально отличаются от того, что скрывает поверхность "Дамы". Грубо говоря, черновики явно делали разные люди.

Итак, в 2019 году музей в Глазго официально объявил, что авторство Эль Греко отведено от "Дамы" и, скорей всего, она является произведением Алонсо Санчеса Коэльо.



Эксперты проверили версию насчет того, что автором является итальянка Софонисба Ангиссола, работавшая при дворе испанского короля. Ее манера достаточно похожа на манеру Санчеса Коэльо, и многие ее работы, по стандартному принципу "чтобы повысить славу картины, надо приписать ее мужчине" за прошедшие века оказались приписанные Санчесу Коэльо. Последние 30 лет идет разделение их наследия и возвращение Ангиссоле ее произведений.

Однако эксперты в данном случае говорят, что "все стилистические и технические свидетельства" в данном случае именно за него, а не за нее.
А ближайшим стилистическим соответствием является этот портрет неизвестной из Прадо.
Любопытно, что одно время он считался работой Ангиссолы, но сейчас его вернули Коэльо обратно.



Цитата (сорри за гуглперевод): "Был использован широкий спектр научных методов исследования (визуализация и аналитика), чтобы обеспечить очень глубокое понимание материально-технических аспектов этой картины: различные фотографические техники, включая луч света и ультрафиолетовую флуоресцентную фотографию, рентгеновскую рентгенографию, инфракрасную рефлектографию ( IRR), стереомикроскопия, рентгеновская флуоресцентная спектроскопия (XRF), оптическая микроскопия и сканирующая электронная микроскопия в сочетании с энергодисперсионным рентгеновским микроанализом (SEM-EDX). Дальнейший анализ с флуоресцентным окрашиванием и визуализацией FTIR APA на поперечных срезах краски, подготовленных Prado, был проведен в 2018 году Университетом Глазго и Бернским университетом прикладных наук."



Руководитель отдела испанской живописи эпохи Возрождения Национального музея Прадо доктор Летисия Руис Гомес, сказала: "Был сделан вывод, что «Дама в меховой накидке» - это не работа ни Эль Греко, ни Софонисбы Ангиссолы, а работа Алонсо Санчеса Коэльо. Я считаю, что это великолепный Санчес Коэльо».
И она права.



Кто изображенная -- неизвестно, версия, что это одна из инфант остается только предположением.

Источники:
Tags: интернету нельзя верить, искусство испанское, экспертиза и реставрация
Subscribe

Posts from This Journal “экспертиза и реставрация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “экспертиза и реставрация” Tag