Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Манипуляция зрителем: как архитекторы выставок заставляют нас иначе смотреть на экспонаты

Немного секретов тайной кухни от специалиста по выставкам.

Музеи все больше обращают внимание на оформление выставок, стараясь придумать что-нибудь необычное, поразить посетителей, заставить сделать побольше фото для соцсетей. Я поговорила с архитектором Агнией Стерлиговой (архитектурное бюро Planet 9) – автором сразу двух важных экспозиций, которые прямо сейчас идут в Москве: нашумевшей выставки Дюрера в ГИМе и более нейтральной по дизайну «Лжедмитрий…» в Кремле. Она рассказала о некоторых секретах творческой кухни и о том, насколько разные подходы применяет архитектор выставки, художник-экспозиционер, в зависимости от того, каким в итоге должен получиться проект.

Метод №1: Зачаровать контрастами с классикой

«Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии», ГИМ (до 22 августа 2021 года)



Где-то перегородка выполнена из железных прутьев, где-то взгляд скользит по перекрученным сеткам. В одном уголке голографически мерцает автопортрет Дюрера, в другом – под потолком мы видим образ камнепада, грозящего раздавить зрителей. Гравюр на выставке представлено много, и такое разнообразие оформления помогало зрителям не заскучать от все-таки достаточно однообразных экспонатов.



А.С.: «С самого начала было понятно, что поскольку мы работаем с небольшими однотонными вещами, надо искать особенный способ подачи. Каждая серия гравюр имеет свой сюжет и располагается в отдельном зале, так что я выделила для каждого зала ключевой образ, причем он не был взят непосредственно из работ Дюрера, но перекликался с ними метафорически. Конструкции располагаются выше гравюр, не конкурируют с ними в их регистре. Обратите внимание на золотую арматуру – она создает навигацию по залам, но при этом не создает преграды за счет того, что проницаема взглядами. Я очень люблю работать со строительными материалами: это когда берешь нечто со строительного рынка, а потом превращаешь это в мечту, сказку. Кроме арматуры это может быть шифер, обычный алюминиевый забор, который превращается будто в драпировку из зеркального материала.

Процесс застройки выставки


Сама я ничего революционного с точки зрения дизайна в оформлении выставки Дюрера не вижу. Наверно, сказывается мой опыт работы в театре, поэтому частью моего метода стал микс выставочной архитектуры со сценографией, умением построить декорации. Но делать выставки тяжелее – зритель в зале всегда сидит на отдалении, ты контролируешь, с какой дистанции он будет смотреть; в музее же – все ракурсы доступны, и нет актеров, которые своей игрой создают магию, это приходится делать экспонатам».

Метод №2: Заставить охнуть

«Мечта Москвича», Музей транспорта Москвы, ВДНХ
(временная экспозиция без четкой даты окончания)



Экспозиция в павильоне «Транспорт» на ВДНХ открылась в конце мая 2021 года, и те, кто уже успел туда доехать, были впечатлены тем, как ретро-автомобили, размещенные в сталинских интерьерах – казалось бы, скучнейшая тема для историко-бытовой выставки, превратились в будто остановившийся кадр кинофильма, от которого нельзя оторваться. Сделано это не только с помощью разного рода дополнительных экспонатов, но и необычными ракурсами и яркими красками.



А.С.: «Музей транспорта хотел сделать проект, рассказывающий про жизнь и смерть завода АЗЛК и автомобиля «Москвич», но не традиционным выставочным путем, а путем создания киносцен, т.к. этот автомобиль «сыграл» в самых разных фильмах. В этом проекте приняли участие современные художники со своими инсталляциями, например, была приглашена замечательная художница Екатерина Джагарова, а Ирина Корина сделала инсталляцию «Рог изобилия». Наша роль была в создании единого «генплана», общей драматургии, выделении конкретным авторам их локаций и работе над коллективными инсталляциями. Внутри павильона в итоге получилась симфония всех жанров: это и выставка предметов, и выставка совриска, и при этом есть место для кино, технологий и интерактива.

Процесс застройки выставки


А вот непосредственным созданием конструкций занимаемся не мы. Рынок застройщиков в музейной сфере ограничен – наше бюро сделало 85 проектов, так что мы знакомы уже со всеми специалистами в этой области. Некоторых исполнителей музею рекомендуем мы, когда особенно сложные выставки – тогда советуем мастерские, которые занимаются сценографией. Но, если говорить о госмузеях, выбор всегда зависит от конкурса, и это иногда приводит к тяжелым результатам… Были случаи, когда выигрывали демпингующие компании без нужного технического опыта, которые не смогли физически воплотить наши инсталляции. Так, однажды, производственная фирма не смогла сделать надежную консоль для подвешивания тяжелого экспоната. В итоге технические задания мы вынуждены прописывать буквально, до малейшего миллиметра и количества гвоздей. Такая детализация для архитектурного проекта – крайне непривычна, но это единственная возможность потом, имея документ на руках, предъявлять претензии».

Метод №3: Создать блестящее обрамление

«Линия Рафаэля. 1520-2020», Эрмитаж (декабрь 2020 – март 2021)


Недавний проект в Зимнем дворце занял Невскую парадную анфиладу – Николаевский зал, Концертный, Аванзал, непривычно преобразив давно знакомые пространства. Внимание привлекали возникшие из ниоткуда арки, светящиеся золотом. Ядром выставки был показ фресок школы Рафаэля, давным-давно снятых со стен итальянской виллы и вывезенных в Россию.



А.С.: «У нас была задача сделать большой, классический и торжественный проект. Ключевым мотивом стали арки, перекликающиеся силуэтом с фресками виллы Стати-Маттеи. Дополнительная сложность состояла в том, что выставка – гигантская, около 500 экспонатов, некоторые вещи висели в три ряда. И созданный арками утрированный ритм экспозиции помогал зрителям воспринимать все размеренно. Но если бы мы не привлекли замечательного художника по свету – все могло бы выглядеть совсем по-другому, это очень важный инструмент при оформлении.

Монтаж в разгаре


Мы делали проект два года. Когда куратор Василий Успенский согласовывал выставку с Пиотровским, на этой встрече он сразу предложил пригласить нас в качестве экспозиционеров (поскольку мы с ним уже дважды работали в Царицыно). Когда подключились технические службы Эрмитажа, они сказали: «все, что вы предложили – здесь невозможно, все надо переделать. И арки убрать – это банально и некрасиво». (Но нам все-таки их удалось сохранить!) Когда мы удовлетворили пожелания технических служб, подключились застройщики. Поскольку это был дорогостоящий спонсорский проект, тендеров не было, и Эрмитаж смог сам пригласить конкретную фирму. И с ней было очень приятно работать – поскольку компания, которая всегда работает с Эрмитажем, конечно же, очень следит за тем, чтобы не «поскользнуться».

Метод №4: Казаться невидимым, но быть крайне полезным

5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства (основной проект «Преодолеть границы бессмертия: к множествам будущего»). Екатеринбург, Уральский оптико-механический завод (сентябрь – декабрь 2019)


Гигантские пространства бывшего советского завода на несколько месяцев вместили шокирующие и нестандартные произведения современных художников. Несколько десятков контемпорари-артистов разместились на 10 тысячах кв. метрах 4-го этажа, среди бетонных стен; чтоб добраться туда, посетителям приходилось подниматься по могучим лестницам, а на проходной завода – сначала предъявлять паспорт.

А.С.: «Думаю, в разных выставочных проектах «магию», которую ощущает зритель, можно рассчитать в процентах, и разные проекты, разные сюжеты позволяют (и даже требуют) разное количество «спецэффектов». В «Дюрере», скажем, такого много, но в нашей практике есть проекты, в которых работа экспозиционера вообще практически не видна, и, тем не менее, это были важные для меня проекты. В них зритель может вообще не считывать, в чем состояла моя работа – и это хорошо.



Мне очень нравится эта биеннале, и мы приложили большие усилия, чтобы нас выбрали ее экспозиционерами в том году. В этом случае экспонатов было так много и они были такие разнообразные, что задачей архитектора было, в первую очередь, не навредить. Инсталляции во многих случаях были сайт-специфичными, делались специально для этого пространства, и с каждым автором приходилось работать отдельно. Всего авторов было около 60: для некоторых приходилось оформлять специальные пространства, другим требовалось нечто более нейтральное. Также много труда было связано с созданием навигации для пришедших зрителей, распределением их потоков оформлением общественных пространств. Дополнительный нюанс – такие проекты не имеют большого финансирования и, скажем, указатели на лестнице мы делали из двух светодиодных ламп, обклеенных зеленой пленкой (фирменного цвета биеннале). Это было забавное занятие, похожее на выездной воркшоп даже».

Метод №5: Создать уют мелкими предметами

«Пантикапей и Фанагория», ГМИИ им. А.С. Пушкина (июнь – сентябрь 2017)


Греческий зал Пушкинского музея на время преобразился до неузнаваемости: слепки уступили место полкам, заполненным археологическими сокровищами. Впрочем, статуи на верхнем ярусе, с фронтонов храмов, не давали забыть о том, что это за священное пространство.

А.С.: «Работа над проектами бывает разная – иногда музеи просят прислать предварительные прикидки. В случае очень важных проектов, они бывают настолько тщательно проработанными, что итоговый вариант, воплощенный в реальности, не особо от него и отличается. В других случаях достаточно общей идеи, а подгонкой мы начинаем заниматься уже на месте.



Директор музея Марина Лошак с самого начала сказала нам: «расскажите мне историю. Я хочу концепцию». У нас было несколько подходов, в итоге мы сформулировали главную идею – воображаемый кабинет исследователя, археолога, с огромным столом с зеленым сукном, множеством шкафчиков. Формы кабинета были утрированные, инсталляционные, чтобы образ был понятней. В итоге множество мелких предметов декоративно-прикладного искусства удалось показать, на мой взгляд, крайне удачно».

Метод №6: Читать мысли корпоративного заказчика

«Гостиная ТАСС», здание агентства ТАСС, Москва (открылась в сентябре 2019 года); фотовыставка ТАСС «Главные кадры», ЦВЗ «Манеж» (ноябрь 2017)

Музей «Гостиная ТАСС» – это постоянная экспозиция в «комнате отдыха» в здании информагентства. В этом году он стал лауреатом в номинации «Открытие года» конкурса «Корпоративный музей». Временная же выставка агентства «Главные кадры» представила самые знаменитые фотографии сотрудников ТАСС почти за 100 лет.



А.С.: «Гостиная ТАСС – это бывший «Спецбуфет», это пространство, куда они приглашают спикеров для чтения лекций, проводят мероприятия. Задача была сделать многофункциональное пространство, при этом в ТАССе сохранилась огромная коллекция телеграфных и телетайпных аппаратов за весь ХХ век. В агентстве подумали, что с этим богатством стоит сделать какую-то интересную инсталляцию об истории агентства. И у нас получилось упаковать сто лет его истории.



Если говорить о ярких цветах, иногда бывает трудно утвердить нестандартные оттенки, и мы предлагаем делать выкрасы на месте, потому что никакие презентации не дадут истинное представление. Цвет, пожалуй, чувствительная тема – но, с другой стороны, цвет заказчику легко обсуждать, это вам не планировать пути эвакуации или логистику для маломобильных групп. У некоторых музейных кураторов, например, есть очень устойчивые представления, на каком именно фоне конкретный художник лучше выглядит – иногда с этим стоит бороться, иногда нет.



Концепцию же манежной выставки «Главные кадры» делал замечательный лондонский архитектор Эйб Роджерс, нас же позвали на этот проект в качестве российской команды, которая подхватит его тут и адаптирует под реальные условия. Я, разумеется, с большим рвением отозвалась, потому что возможность в коллаборации поучиться у такого мастера, как Роджерс – это было классно. У него был совершенно другой взгляд на вещи, которому было здорово поучиться. Я ездила к нему в Лондон, мы многое обсуждали, я предложила переделать какие-то детали, в итоге получилось полноценное сотрудничество».

Метод №7: Рассказывать личные эмоциональные истории

«Кабинет», Культурный центр Андрея Вознесенского, Москва (открылся в декабре 2018)


Небольшой старинный особнячок на Ордынке скрывает ультра-современные выставочные интерьеры. Это частный проект вдовы поэта Андрея Вознесенского Зои Богуславской и ее сына Леонида. Единственная постоянная экспозиция Центра – «Кабинет», метафорическая инсталляция, обозначающая творческую мастерскую писателя, которому посвящен музей.

А.С.: «Это очень личная история – пасынок Вознесенского, Леонид Богуславский, один из создателей русского интернета, в подарок своей матери сделал такой культурный центр, именно центр, а не музей. Хотя поэт умер в 2010 году, обратите внимание, ни одного оригинального мемориального предмета в центре нет. Он исходно задумывался как площадка для проведения мероприятий. К открытию был приглашен как куратор замечательный режиссер Петр Шепотинник (который снял последний документальный фильм про Вознесенского), и вместе с ним мы придумали достаточно лихую экспозицию.



Сначала была мысль реконструировать переделкинский кабинет писателя, или положить хотя бы подлинные вещи, сделали под эту идею проект… И тут нам прислали перечень сохранившихся в Переделкино предметов. В этот момент мы понимаем, что это, условно говоря – «авито»: вещи самых разных эпох, от советского времени до двухтысячных, разностильные и неоднородные. Даже подлинность не спасала. Поэтому мы сделали метафорическую инсталляцию, аллегорию, с предметами, будто сдуваемыми ветром. Опять вышел микс между театром и архитектурой».

https://planet9.ru/
https://www.instagram.com/planet9_ru/

Tags: вернисаж
Subscribe

Posts from This Journal “вернисаж” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 25 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “вернисаж” Tag