Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Советские художницы 2-й пол. ХХ века: были ли великие и знаменитые?

Первая половина ХХ века в России была ознаменована просто невероятным количеством талантливых художниц, недаром даже был изобретен специальный термин "амазонки авангарда". Но и неавангардистки были прекрасны - что Серебрякова, что полячка Тамара Лемпицкая.



Со второй половиной ХХ века ситуация сильно похуже.


Пару дней я написала в фейсбуке:

Опрос: хочу составить топ-10 самых знаменитых советских художниЦ второй (я подчеркиваю, второй) половины ХХ века.
Не могу составить список... В отличие от амазонок авангарда, не набирается вот так сразу из памяти. Кто? Помогите!

- Татьяна Яблонская
- Татьяна Назаренко
- Татьяна Маврина
- Наталья Нестерова
- Надя Рушева

......

Вот какие фамилии называли люди. Удивительно, но звонких, хрестоматийных, отскакивающих от зубов, среди них и нету практически.

[Spoiler (click to open)]

  • Абалакова, Наталья (статьи в рувики нету)

  • Архипова, Анастасия Ивановна (график)

  • Баринова–Кулеба, Вера Ивановна (статьи в рувики нету)

  • Белокур, Екатерина Васильевна

  • Винт, Маре (статьи в рувики нет)

  • Герловина, Римма Анатольевна

  • Гольц, Ника Георгиевна

  • Горская, Алла Александровна

  • Горюнова, Нонна (жена Ф. Инфанте)

  • Двоскина, Евгения Григорьевна (иллюстратор и очень активна и в РФ, не очень подходит под запрос)

  • Заневская-Сапгир, Римма Иосифовна

  • Зернова, Екатерина Сергеевна

  • Константинова, Мария

  • Копыстянская Светлана Григорьевна (статьи в рувики нету)

  • Курочкина-Домашенко, Галина Андреевна (статьи в рувики нету)

  • Кропивницкая, Валентина Евгеньевна (жена Оскара Рабина)

  • Лейс, Мале

  • Марц, Ирина Андреевна

  • Мастеркова, Лидия Алексеевна

  • Матюх, Вера Фёдоровна

  • Нахова, Ирина Исаевна (активна и сейчас)

  • Петвиашвили, Русудан

  • Примаченко, Мария Авксентьевна

  • Романова, Елена Борисовна

  • Стерлигова, Евгения Ивановна (график)

  • Толли, Вийве

  • Тутунджан, Джанна Таджатовна

  • Цветкова, Валентина Петровна

  • Эльская, Надежда Всеволодовна (статьи в рувики нету)

  • Ярбусова, Франческа Альфредовна (мультипликатор, жена Норштейна)



Всего в посте было около 120 комментариев, в некоторых из них по две и больше фамилии, примерно на половине у меня рука уже искала копировать и проверять фамилии. Целиком вы можете посмотреть эти комментарии тут. Любопытно, что у достаточно многих нет статьи в ру-вики, что сразу снимает параметр "знаменитости". Про Заневскую-Сапгир я даже не выдержала и написала сама. (Отдельно порадовали возмущенные комментарии, почему нет Серебряковой, Гончаровой, Кругликовой и Остроумовой-Лебедевой: как бы четко ни был сформулирован вопрос, всегда кто-нибудь напишет ответ, не читая его).

Я же хочу выразить некоторые ощущения, которые у меня появились по мере появления этих имен.

Во-первых, практически нет прославленных госзаказами станковистов. Видимо, при советской власти это была мощная престижная профессия, забронированная за мужчинами. Два самых крупных мастера, фамилии которых наиболее известны (по моим ощущениям) - это Белокур и Примаченко; обе -- примитивистки, наивные художницы вне академической системы регалий.

Во-вторых, совершенно иная ситуация с художницами-графиками. Быть книжными иллюстраторами -- очевидно, было занятием одобряемым, социально приемлемым. Приложу сюда теорию историков, изучающих женскую профессиональную занятость: профессия книжного иллюстратора была не такой представительной, более скромной и ниже оплачиваемой, чем писать маслом полотна в духе соцреализма. Поэтому эта ниша и была оставлена женщинам. Очень резкий контраст с 1-й пол. ХХ века, когда женщины писали широко и шикарно и ничем не ограничивая себя. Аналогичная ситуация была с изобразительным искусством в XVIII-XIX веках, когда академическая структура в Европе дозволяла женщинам писать натюрморты, ботанические иллюстрации и портретики, но не пускала их в большой жанр.

В-третьих, вижу (хотя, быть может, это связано с тем контингентом, который оставлял комментарии у меня в посте), что те художницы, которые наиболее выпуклые индивидуальности, не только как авторы, но и как личности -- это нонконформистки, члены андеграундных движений, намеренно исключившие себя из иерархии. Понятно, что по этой причине они не были особо известны до 1991 года вне своего круга, зато сейчас выступают на первый план, в связи с изменившимся отношением к этой части русского искусства.

упд: НОВЫХ ФАМИЛИЙ ПИСАТЬ НЕ НАДО
Tags: женщины-художники, советское
Subscribe

Posts from This Journal “женщины-художники” Tag

комменты из фбука:

Юрий Альберт
Кстати, успешный иллюстратор зарабатывал прилично, точно не хуже среднего станковиста (ясно, что всякие Ефановы вне конкуренции). Скорее, дело в том, что иллюстрация в бытовом восприятии ближе к рукоделию. А самое главное - само распределение заказов на иллюстрации было не централизованным и среди худредов было много женщин.

я
про рукоделие хорошо. И круговую фем-поруку не осуждаю! Женщины-фрилансеры более ответственны по срокам

Анна Тор
Преподаватели Сурка рассказывали, что девиц относительно мужчин на станковой живописи было ооочень мало (на графике больше, скульптура и вовсе следовые количества, про театралов не знаю). Многие из отучившихся девиц бросали живопись сразу после замужества, а потом шли преподавать. Рассказывали, что однажды кого-то из старой гвардии преподавателей спросили, чего это он игнорирует девиц своей мастерской: "А чего их учить? Замуж выйдут и все бросят".
То есть, по сути и вырасти было не из чего, выборка очень мала. Только в 21 веке пропорции студентов поменялись. Сейчас много девушек поступает, а парни наоборот - стали игнорировать классическое художественное. Идут после худшкол и училищ в диджитал идут.

Comments for this post were locked by the author

Posts from This Journal “женщины-художники” Tag