Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Упоение красками: выставка Мавриной в Третьяковской галерее

Одна из самых великих художниц СССР второй половины ХХ века. И её потрясающие коты!



В Инженерном корпусе ГТГ проходит выставка "Татьяна Маврина. Ода к радости" (до 15 августа), которая доставила мне величайшее наслаждение, причем сразу несколькими способами одновременно, что не всякий художник и не всякое искусство умеет.



Выставка висит в Инженерном корпусе (на другом этаже там же висит Фешин, но не советую совмещать, эффект смажется). Она состоит из трех залов, главный массив работ художницы находится во втором, главном. Это и графика, и -- что более неожиданно, масло, причем очень приятное.



Тем не менее, прославилась Маврина именно как график (причем книжный), и самые сильные ее работы -- графические. Одна из стен главного зала занята акварелями, предоставленными наследниками художницы. Я раньше не видела ее работ на эту тему, и мне очень понравилось, как она делает эти натюрморты.



Фон и основные заливки цвета Маврина делала акварелью, а когда она высыхала, сверху делала контура уже гуашью. Поскольку это совмещалось с ее удивительным даром выделять главное и второстепенное, получалось очень эффектно.



Другой особенностью Мавриной является ее удивительное чутьё цвета, умение показывать яркое, совмещать, казалось бы, несовместимые оттенки.



Для меня эта большая выставка Мавриной была не просто про искусство, а про творческий путь художника, про эволюцию, который большой мастер проделал в поисках себя. Она родилась в 1902 году, а умерла в 1996-м, огромная жизнь. Но при этом "фирменная Маврина", узнаваемая с первого взгляда, при всем мастерстве художницы, образовалась лишь в 1960-х годах, когда она была уже зрелым мастером.

Вот ее довоенные работы в качестве иллюстратора: хорошо, но не то, не то...




Отдельная выгородка в большом зале посвящена этому "вылуплению" фирменного стиля. Это происходит в конце 1950-х годов, когда Маврина много времени проводит в провинциальных городках, и они становятся для нее дорогой в ее "русский" стиль.



Вот пейзажная акварель 1957 года:  домики и церковки, "мавринская" яркость красок. Но пока еще "не то".



Здесь еще существует перспектива.



А вот что происходит несколько лет спустя: пространство сплющивается, больше никакой многомерности. Здания, и особенно церковки, начинают "толпится". Эта затиснутость создает особую магию. Линии контуров превращаются в шедевры каллиграфии, напоминающие зашифрованные шрифты. Статуи будто оживают. Реалистический провинциальный пейзаж превращается в "окно в сказку".




Абсолютно реалистичные современные горожане (тут горожанки) внезапно оказываются окруженными персонажами из былин.



Текст становится важным элементом рисунка. А собачки и птицы - сами будто текстом. Очень твердая рука, виртуозность, будто у японских каллиграфов.


А вот еще несколько работ из "раннего" периода творчества художницы. Хороши, виртуозны, но...





Напротив провинциальных пейзажей -- стена, посвященная другому компоненту ее стиля. Маврина и ее муж художник Николай Кузьмин очень любили русскую иконопись и ее собирали. Их коллекция стала частью Отдела личных коллекций ГМИИ и была выставлена там в отдельном зале. Надеюсь, когда-нибудь ремонты закончатся, и Музей личных коллекций воспрянет, это снова можно будет увидеть. На выставку ГМИИ дал несколько икон из этого собрания.



Маврина любила иконопись и внимательно изучала, что делали с пространством, линиями и колоритом древние иконописцы. Это повлияло на ее зрелый стиль. Кроме того, она писала натюрморты, в которых иконы были частью композиции.



Эти работы сами по себе очень хороший анализ, "конспект" того, как сделаны древние иконы с точки зрения художника.






Много выставлено и масла Мавриной (большое количество работ давно уже принадлежит Третьяковской галерее, что говорит о ее признании). Однако волшебства в них нет.



Пожалуй, наиболее сильными именно картинами художницы является ее наблюдение за обнаженной натурой, за тем, как солнце ведет себя на теле.



И тем, насколько женское тело можно воспринимать как элемент натюрморта. Это вообще очень видно: разница между художниками, которые пишут эротишшшное ради щекотания либидо -- и художники, которые относятся к телу, как к такому очень интересному и сложному по задачам предмету.



Непривычно такое у "сказочницы" увидеть. Жаль, мужчин ей было не интересно рисовать (как мне говорили некоторые женщины, даже сугубо гетеросексуальные: "мужское тело же не такое красивое!").



Это графические уже листы, рука узнается.



Некоторые картины, в основном, кажется, довоенные, очевидно созданы в эпоху экспрессионизма. У Мавриной получалось такое. Думаю, она была в желчном настроении, когда писала их. (Хорошо, что она не осталась в этом состоянии).



Портреты этого этапа интересные.




Хуже всего у нее получались пейзажи маслом, причем особенно природа, не город. Не стала их снимать.

***
Другой зал, финальный, посвящен, грубо говоря, "коммерческой" части ее творчества -- тем рисункам, по которым ее знают, ну, не все, но те, кто в детстве правильные книжки читал. Это, в первую очередь, иллюстрации к сказкам Пушкина. Маврина вообще проиллюстрировала пару сотен книг за свою жизнь.



В центральной витрине -- расписанное ею стекло. Очень классные штуки.




А вот и иллюстрации. Видно, что Маврина изучала лубок, дымковскую и прочую игрушку, Жостово, и сильное внимание к городецкой росписи.



Отдельная часть наследия -- КОТЫ.



В сувенирном  магазине продаются текстильные сумки с их принтами. Экстаз.



Волк тоже прекрасный.





Вот стена с Пушкиным.






Наконец, завершающая стена: это портреты уходящей натуры, современников, но выполненные в фирменной мавринской манере. Потрясающие работы.









А еще есть первый зал, это тот, который сразу же по правую руку, когда заходишь на этаж. В нем показано первые два-три десятилетия творчества Мавриной, ее совсем учеба. Я нарочно начала не с него, и вам рекомендую. Ничего особо выдающегося в нем нет, и если начать с него первым, то можно заскучать. Однако если оставить его под конец, то ходишь -- и видишь, что в двадцать лет художница уже задумывалась о некоторых приемах, которые потом станут ее любимыми, но, поскольку рука была еще не поставлена, и мастерства не хватало, то выходило совсем не очень. И теперь, имея в памяти кем она стала, видишь в этом раннем зале этап "вылупления", формирования. Иллюстрацию того, насколько сильно надо работать над собой, как надо стараться, чтобы проявить данный изначально дар. Очень рекомендую эту выставку именно художникам, для взращивания веры в себя (даже если вам совсем не нравится стиль Мавриной).



Очень мощная выставка, иллюстрирующая именно эволюцию, путь. Это единственная выставка за последние годы, на которую я специально сходила два раза, чтобы получить особенно полное удовольствие.

***

До 15 августа 2021 года
Сайт выставки
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/tatyana-mavrina-oda-k-radosti/



Tags: выставки, женщины-художники, сказка
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “выставки” Tag