shakko_kitsune
shakko.ru
8 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категория:

Персиянки из гаремов иранского шаха - на выставке в Москве

В Государственном музее Востока на Никитском бульваре открылась совершенно потрясающая, роскошная и яркая выставка  «Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров» (до 25 июля). Это уникальная возможность окунуться в жизнь Персии 19 века.

20210514_172109.jpg



Каджары - это династия, которая правила Персией (Ираном) с 1780-х по 1920-е годы. Искусство этого периода -- особенное, яркое, китчевое, игривое и наивное. Для нас, русских, оно более понятно, чем для западной публики (которая открыла каджаров в 1990-2000-е), потому что Иран был южным соседом Российской империи, и влиял на наши южные окраины. Глядя на искусство каджарской эпохи, вспоминаешь и Жостово, и Пиросмани.

20210514_173618.jpg

Если Запад открыл каджаров всего несколько десятилетий назад (вехой считается выставка в Бруклинском музее в 1998-9), то для русской публики он был не терра инкогнита, а источником удовольствия: музей Востока показывал их с 1970-х, причем понимая их уникальность.

Главными шедеврами каджарского искусства считаются картины. Персы -- шииты, у них свое отношение к исламскому запрету на изображени людей, они с ним не согласны, и, слава богу, создают роскошное искусство. С конца 18 века иранские шахи, подобно нашему Петру I, стали посылать своих мастеров учиться в Европу.



Возвращаясь, эти мастера писали великолепные картины, в совершенно непривычной для ислама технике "масло, холст".  Эта живопись, несмотря на продвинутую технику, продолжает персидскую придворную традицию, и весьма узнаваема по стилизации и орнаменту.

Основными темами являются прекрасные девицы, танцовщицы и гаремные барышни, волоокие юноши -- то ли егери, то ли охотники, а также парадные портреты шахов.



В Музее Востока, когда кураторы стали этот вопрос изучать, обнаружилась огромная коллекция каджарского искусства. По их словам, она лишь немногим уступает Эрмитажной коллекции, которая вообще-то известна своим персидским разделом.

20210514_172109.jpg

Одной из вещей, которую вернувшиеся с Запада живописцы ввели в персидскую живопись, было т.н. "каджарское декольте", типичное для таких танцовщиц на картинах. Исследователи говорят, что на самом деле в реальном иранском женском костюме такого не было, даже в гаремах, и подобные картины -- эротические фантазии уровня "Плейбоя", чтоб повесить на стенку в комнате для мужских собраний.



На этой картине к "каджарскому декольте" добавляются какие-то необыкновенные рисунки, видимо, хной. Ногти они тоже чем-то красили, красным.



А вот это уже мужской портрет, прекрасного принца.



Выставка заняла несколько залов и вообще потрясает своим богатством. Это тем более удивительно, что в обычной постоянной экспозиции Музея Востока каджары занимают всего 2 крохотных зала, где висит парочка картин, и получить верное (ошеломительное) впечатление от роскоши эпохи в ней совершенно невозможно. Очень надеюсь, что после этой выставки каджарского искусства в постоянной экспозиции станет больше, оно этого стоит.



В других картинах с изображением прекрасных дам голой груди нету, зато в обилии может быть представлен алкоголь. Русский зритель с радостью может опознать среди тары родной штоф (а не круглые бутылки).



Женские портреты являются по большей части вымышленными, конечно -- собирательными образами волнующих дам.



Мужским портретам, особенно если это воины, стоит верить больше, но они тоже обобщены и подогнаны под эстетический идеал эпохи.

20210514_172231.jpg

Помимо картин, на выставке в обилии представлены предметы быта -- тоже необыкновенно узорчатые.



Это небольшие портреты, созданные под воздействием западноевропейского искусства. То, что на правом -- впечатление от треуголки!



А вот такого нет и в Эрмитаже -- это портреты на стекле. Их больше, чем на этом кадре, и снимок совершенно не передает их прелесть. Они подсвечены снизу в витрине, и как будто витражи -- блистающие яркие сокровища. Только не обращенные к христианскому богу, а к персидскому обычаю развлекаться!



В экспозиции представлены ковры, халаты, мебель, посуда, книжные миниатюры, изразцовые плитки (которые шли на экспорт). Все очень красочное.



20210514_172020.jpg
20210514_172415.jpg

Графика, которую трудней показывать на выставке, тоже восхитительна.



20210514_172936.jpg20210514_172043.jpg

Отдельный зал посвящен иранскому оружию той эпохи, и тому, как его применяли.

20210514_172850.jpg

Какие прекрасные кабаны!

20210514_173006.jpg

На этом громадном полотне изображена сцена битвы.

20210514_172906.jpg

Вот фрагмент: человека разрубают пополам!

20210514_173430.jpg
Отдельный зал посвящен конкретно каджарской династии шахов и их придворным портретам.

20210514_172337.jpg20210514_173508.jpg

Все это, подчеркну, из коллекции самого Музея Востока, за исключением нескольких фотографий из Кунсткамеры и документов из архивов.

20210514_172454.jpg
20210514_172441.jpg
20210514_172421.jpg20210514_172715.jpg

Наконец, один из залов посвящен каджарам в 1910-1920-е годы, в момент падения династии. В это время в Персии служили два советских журналиста и дипломата, которые активно собирали это искусство, влюбившись в него. В 1930-е, вернувшись в СССР, они пожертвовали свои коллекции Музею Востока. Собственно, именно их собрания и стали ядром выставки. Оба этих человека были репрессированны. На выставке про них есть витринка.

Момент падения династии прекрасно проиллюстрирован поздними коврами, на которых владыки изображены языком наивного искусства.

20210514_173106.jpg20210514_173138.jpg

На выходе с выставки стоят тантамарески по мотивам картин, внутри которых можно сфотографироваться.



Выставка поразила меня своим обилием и яркостью. Рекомендую всем, это настоящее пиршество для глаз.

​***
Выставка на сайте музея
https://www.orientmuseum.ru/events/2021/exhibition_splendor_of_the_sunset_iran_of_the_qajar_era/index.php

до 25 июля 2021 года


Больше о развлечениях

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →