Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Как реставрируют репинского «Ивана Грозного» (фоторепортаж)

Недавно Третьяковская галерея пустила журналистов поснимать, что именно сейчас происходит с «Иваном Грозным...» Репина, которого в 2018 году один товарищ три раза стукнул столбиком ограждения. Вот наконец дошли руки выложить мою фотосъемку с этого весьма интересного показа.




Мой подробный отчет, что именно нам говорили на этой презентации реставраторы, можно прочитать здесь. Рекомендую хотя бы одним глазком глянуть сначала.

Хотя вандализм произошел в мае 2018 года, следы до сих пор остаются незаделанными. Потому что реставраторы занимаются многочисленными подготовительными работами. Гигантская картина сама по себе была в очень плохом состоянии, и без удара. Так что реставрировать только эти три следа было бы тем же самым, что ставить новые заплаты на расползающуюся ткань, то есть бессмысленно. В числе проведенных работ: сняли дублилировочный холст, подведенный после первого вандализма.



Главным "аттракционом" был реставрационный стол, специально созданный для картины (потому что она такая большая, что на обычные столы реставраторов не влезала).

Вот мое видео, как этот складной стол поднимается из горизонтали в вертикаль, уже выкладывала ранее.



Теперь просто фото этого волшебного стола.



Все это вместе такое большое, что в ГТГ даже не нашлось подходящего помещения для реставраторов, пришлось оборудовать новое, выделив кусок в переходе между зданиями.



Крупно еще один стол, в виде распластанной буквы П, который виднеется на заднем плане. Он предназначен для того, чтобы его ставили поверх основного стола, и реставраторы, практически лежа на нем пузом, получали доступ к центральным участкам картины.



Стол начинают поднимать (с помощью пульта дистанционного управления).



И вот он в полный рост.



Стены специально сделаны черного цвета, чтобы можно было контролировать освещение и употребление ультрафиолета и инфракрасного, чтобы белые стены не отсвечивали и не искажали зрительные ощущения реставраторов. С этой же целью потолок представляет собой лампы, которые можно отключить целиком, включить, дать доступ дневному свету и проч. По словам реставраторов, они увидели такие способы оформления мастерской, навещая западных коллег, когда собирали информацию, как именно реставрировать этот гигантский шедевр.



Татьяна Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи, рассказывает о ситуации.



Вид выпрямленного стола сзади.



На одной из стен -- развеска состояния картины в разные годы.



На этом кадре обратите внимание на "1939 год". Красными точками отмечены "больные места" картины по состоянию на тот период.



Картину, в общем, реставрировали неоднократно (не только после первого вандализма 1913 года), и она фактически представляет собой лоскутное одеялко.

Это нам включили специальный свет, кажется, ультрафиолетовый, в его лучах, если всматриваться, видно, где на красочном слое картины поражения и лакуны.



Холст, снятый с подрамника, и распластанный на столе, прижатый магнитами, выглядит вот так вот.



Магниты на кромках.



На самом деле, "Иван Грозный..." был не на тоненьком подрамнике, а на здоровенном деревянном щите. Сейчас он скромно стоит в углу отдельно (целиком в кадр не влез, заставлен барахлом). Обратите внимание на металлические ручки по бокам. Тяжеленная махина, очевидно.



Отдельные фрагменты.

Вот на этом углу ковра произвели пробную расчистку и добрались до авторских красок, которые оказались намного ярче того, к чему мы привыкли в этой картине. По словам реставраторов, слои лаков на "Иване Грозном..." толще, чем слой краски.



А вот здесь, наоборот, пока оставили один из верхних слоев.


Еще детали, просто так (потому что когда будет шанс еще так крупно их снять? Никогда, ибо картина в экспозиции будет под защитным стеклом выставлена впредь).










Последние новости о картине такие. Директор З. Трегулова сказала недавно: "Сейчас все готово для того чтобы произвести какие-то очень важные работы с самой картиной, в том числе очистить ее от множества слоев потемневшего  лака и приступить к повторному дублированию. Мы очень надеемся что к концу 2021 года этот процесс будет завершен". Однако когда картина вернется в экспозицию, они точно сказать не могут.
Для нее еще будут заказывать защитную капсулу, чтобы новый вандал не добрался. Может быть, если все будет хорошо, мы увидим ее снова на месте, в постоянной экспозиции в 2022 году.

Пока же в залах Репина в Лаврушинском переулке проходит очень интересная выставка, о которой я рассказывала здесь. На ней можно увидеть то, что обычно не выставляется: этюды Репина к картине и ее уменьшенное повторение, приехавшее с визитом из Воронежа.




Tags: экспертиза и реставрация
Subscribe

Posts from This Journal “экспертиза и реставрация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

teoggfvbk

April 28 2021, 05:07:35 UTC 2 years ago Edited:  April 28 2021, 05:08:55 UTC

вот почему технические устройства не сложнее холодильника вызывают такой восторг у творческой публики

вот если б реставратора платили, как министру какой нибудь рашенской провинции, тогда да!

У "творческой публики" вызывают восторг не сами устройства, а то, что в кои-то веки все делается по уму, а не по остаточному принципу.

i_m_g

2 years ago

shakko.ru

2 years ago

shakko.ru

2 years ago

shakko.ru

2 years ago

Спасибо, очень интересно!
Впечатляюще.
Спасибо, интересно.
Выставка милая. В одном зале портреты притягивают, не оторваться, во втором забавно было читать, как Мясоедов исстрадался, позируя Репину.
А что это за шипы на сапогах царевича?
чтобы по плитке не скользить?

goblinnss

2 years ago

Спасибо, очень интересно!
А этот реставрационный стол чьего производства?

kven_1

April 28 2021, 08:43:58 UTC 2 years ago Edited:  April 28 2021, 08:44:08 UTC

что изменится от этой информации?
профиль и детальки наверняка импортные, собран по месту скорее всего своими силами.
это ж конструктор, можно и в гараже такой собрать.

chuchuna

2 years ago

kven_1

2 years ago

shakko.ru

2 years ago

shakko.ru

2 years ago

chuchuna

2 years ago

shakko.ru

2 years ago

chuchuna

2 years ago

anariel_rowen

2 years ago

chuchuna

2 years ago

goblinnss

2 years ago

chuchuna

2 years ago

картина как живой человек, должна появиться, найти себя, возможно прославиться и умереть. Поддержание холста и красок смахивает на резиновую куклу Ильича в мавзолее, глупо, бессмысленно и так по-человечески бесполезно. Данная картина имеет место быть оригинальной ровно столько же, сколько выставленный на потеху вождь коммунистов
вы, очевидно, совершенно не знаете о том, как "живут" картины в музеях, и сколько сил в них ежегодно вкладывают для поддержания

mihailterentev

2 years ago

green_fr

2 years ago

dart_vitmort

2 years ago

mihailterentev

2 years ago

Я кстати надеюсь, что такое чудо техники и потом простаивать не будет. Наверняка есть еще картины таких размеров, которые давно пора в порядок привести.
Конечно не будет, сделано все с нуля под конкретную потребность — представляете себе затраты (я — нет)?

twincat

2 years ago

goblinnss

2 years ago

isoparm

2 years ago

kven_1

2 years ago

isoparm

2 years ago

kven_1

2 years ago

twincat

2 years ago

Очень интересно! Вероятно, раставрировать придётся дольше, чем художник создавал картину.
А вот как реставрировали огромную (размером почти 5×10 метров) эпическую картину Яна Матейко "Грюнвальдская битва". Извините, только на польском, но многое понятно:



Спасибо за рассказ.
Какая многострадальная картина, как ей не везет...
В Нижегородском художественном музее есть этюд — лицо Ивана Грозного (не знаю, привезли ли его на выставку), висит в зале на уровне глаз. Пробирает.
Спасибо, очень интересно!
В Амстердаме видели, как сканируют "Ночной дозор" для реставрации — медитативное зрелище. )))
А вот на реставраторов в аквариумах показалось неловким смотреть — люди делом заняты, а ты на них как на обезьянок в зоопарке пыришься, невежливенько...
Вот и не особенно старая вещь, а такая трудная.
И хорошо, что с ней теперь удобнее стало работать.
Не понимаю издёвок, что всё это фигня с Алика.

И да, детали виднее стали — эта свежая живопись, эти подошвы ношеных сапог царевича ( в детстве ещё поразили такие же бесчисленные гвоздики на подошвах Пушкина у Крамского, где дуб и кот учёный).

Дьявольщина, в первый раз обратила внимание на уши Грозного. Если плохой человек, так противно должно быть всё — "и лицо, и одежда, и душа", и уши.
А где издёвки-то?

cambria_1919

2 years ago

dart_vitmort

2 years ago

kven_1

2 years ago

В чем причина столь частых избиений известных полотен? Современная психиатрия рассматривает ли повод для агрессии сам сюжет полотна, степень популярности, ограниченность приближения?
Читая репортаж, лелеял вопрос о том, как крепится полотно. Оказывается, угадал! :)
Спасибо.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “экспертиза и реставрация” Tag