Шакко (shakko.ru) wrote,
Шакко
shakko.ru

Categories:

Советские «Охотники за искусством»: выставка мирискусников и авангардистов из частных собраний

В моем любимом Музее русского импрессионизма в Москве открылась выставка «Охотники за искусством» с очень интересной концепцией. На ней представлено 14 человек, которые в советское время занимались коллекционированием и их психологические портреты через собранные ими картины.

Это очень редкие вещи, которые до сих пор остаются в частных коллекциях (у потомков этих людей, либо же у тех, кто у них купил). Поэтому обязательно надо воспользоваться шансом увидеть такое.

20210420_190035.jpg
Небольшой ранний Кандинский, графика.



Каждому коллекционеру отведен свой участок в выставочном зале. На зеленом фоне (здесь - справа) графический портрет, специально выполненный для этого проекта, а внизу биография.

20210420_183835.jpg

Биографии в жанре эссе, в подражание Абраму Эфросу мудрейший куратор выставки заказал лично мне, поэтому получились они красочными и эмоциональными.


20210420_183828.jpg

Вот, например, мой текст для Абрамяна (на фото выше):

Арам Яковлевич Абрамян
(1898, Тифлис – 1990, Москва)

В Кремле его знали хорошо – но Абрамян знал тех, которые в Кремле, как вообще больше никто. Потому что более четверти века он был в Советском Союзе урологом №1. Он лечил Сталина, Брежнева, ему доверяли «наших друзей» – монгольского вождя Чойбалсана, египетского Насера… И бог знает, кого еще. Абрамян о своих пациентах не распространялся и мемуаров не оставил. Он пришел в эту область медицины в 1920-е годы, стал одним из ее отцов-основателей, в 1949 году возглавил урологическую клинику в МОНИКИ, которую «держал» до 1975 года. Властный, категоричный, великолепный администратор, блестящий хирург, он был мудрый и сдержанный, с пациентами – крайне деликатный и тактичный, с учениками – проницательный и чуткий. Прямая осанка, звонкий голос, быстрая походка, острый и цепкий взгляд. Придворная осторожность человека, который в 1953 году чуть было не попал под «дело врачей» – но уцелел, и остался вращаться в тех же опасных кругах еще на несколько десятилетий. А вот московские коллекционеры знали Абрамяна совсем другим. В своей квартире, показывая им новые приобретения, он расцветал, не скрывая страсть к живописи. Давал волю армянскому темпераменту, раскладывая перед ними своих «сомовых» и «кустодиевых». Если за картину пришлось заплатить слишком дорого, он по-восточному причитал над ней, приносил домой и «наказывал» – ставил на некоторое время лицом к стене. В охоте за шедеврами был, по отзывам конкурентов, хитрющим, уводил прямо из-под носа. «Коллеги»-коллекционеры, правда, немного подсмеивались над ним за то, что Абрамян «по-восточному» предпочитал праздничное, красивенькое (символистов и мирискусников), и не ценил супрематистов. И пользовались этим – знали, что Абрамяна можно отвлечь чем-то «ярким». Выйдя на пенсию, профессор совершил в Советском Союзе нереальное – заставил государство создать музей целиком под его личную коллекцию. Обычно ведь пожертвования растворяют в больших собраниях, что дарителей очень огорчает. 350 картин Абрамян вывез на родину (кстати, он юношей воевал там в Гражданскую), выбил для них из армянского министерства культуры в Ереване сначала две комнаты, а потом вообще отдельный особняк. Буквально поработил директора этого нового Музея русского искусства, развесил картины в залах по своему вкусу. Ереванские власти взвыли от его железной воли – а он пользовался и своими старыми связями, и огромным административным опытом. Но, отправляя из Москвы коробки с холстами, 80-летний Абрамян не смог отдать все – «как же я могу оставить стены пустыми?» И еще десять лет прожил среди нескольких самых-самых любимых картин…

20210420_183823.jpg

Биографий, соответственно, тоже 14, все приводить не буду. Для некоторых пришлось производить настоящие расследования и даже трансконтинентальные телефонные переговоры.

20210420_190255.jpg

Кузнецов из коллекции ираниста Сановича.

20210420_190311.jpg

Здесь представлена коллекция режиссера Соломона Шустера.

20210420_191035.jpg

Гончарова

20210420_191218.jpg

Лентулов

20210420_191129.jpg

Чупятов из коллекции Рубинштейна

20210420_190549.jpg

Изумительно виртуозный рисунок Татлина.

20210420_190543.jpg

Это вещи, которые принадлежали военному психиатру Тимофееву. Потрясающие
Голубого Калмыкова специально повесили высоко и неудобно, чтобы народ не своротил, делая селфи, наверняка на фоне таких спин возжелали бы многие.

20210420_190427.jpg

Рисунок Бориса Григорьева "Новичок" оказывается принадлежал ему.

20210420_190410.jpg20210420_190437.jpg

Ну, Малевич

20210420_190058.jpg

"Повар" Фалька из коллекции Чудновского

20210420_185045.jpg

Это Богомазов оттуда же

20210420_184959.jpg

Он двухсторонний, вот обратная сторона.

20210420_185036.jpg

Нестеров из коллекции Стычкина-отца.

20210420_183440.jpg

Вот мой большой материал об этой выставке, который я написала в газету.

Еще очень рекомендую каталог к выставке. Там много дополнительных материалов очень редких.

Значительную часть каталога выставки составила подробная «Хроника событий», перечисляющая все, что влияло на частное коллекционирование в СССР. Куратор выставки и составитель хроники Анастасия Винокурова рассказывает: «Мне хотелось создать эту летопись, чтобы показать, что происходило с институтом собирательства после 1917 года, когда частная собственность фактически была отменена. Хроника включает все законопроекты, которые коснулись коллекционеров искусства (начиная с Декрета о земле), историю музеефикации частных собраний. Также туда включена информация об аукционах, работавших в советское время (в эпоху нэпа), крупнейших продажах предметов за границу. Хроника показывает, как до войны сокращался и постепенно уходил в подполье рынок искусства. В ней перечислены крупные судебные дела над коллекционерами, учреждение в органах милиции и государственной безопасности антикварных отделов. Ближе к развалу СССР среди событий — основание и начало активной выставочной деятельности Клуба коллекционеров. Датой окончания выбран 1992 год, когда в Москве состоялся первый аукцион искусства — „Альфа-Арт“, то есть начало расцвета рынка».

Сайт выставки
https://seekers.rusimp.su/
До 29 августа


Tags: выставки, коллекционеры
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments

Posts from This Journal “выставки” Tag