Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Фотошоп 19 века. У Генриха Семирадского!

Тут за примерно за полмиллиона фунтов (естимейт 400-800 тыс.) продают на Сотбис работу Генриха Семирадского "Парнас" (ссылка на лот).  Меня заинтересовала эта история тем, что продаваемое -- это авторское повторение, копия. А оригинал -- это занавес оперного театра во Львове. И, самое интересное -- это метод, которым живописец эту копию делал. Метод фотографический!

Оригинал "Парнаса" на занавесе во Львове



Метод, которым Семирадский сам себя скопировал с уменьшением, упоминается в описании лота. Так что ниже я вам дам перевод текста примерный:

"Оперный занавес был закончен в 1900 году, торжественное открытие оперы состоялось 4 октября этого года. Предлагаемая работа, почти идентичная по композиции, однако значительно меньшая по размеру (оригинал имеет 6х9 м) датируется тем же 1900 годом. Технический анализ показал, что художник использовал новаторский фотографический метод, чтобы перенести контуры львовской композиции на холст. Поэтому очевидно, что данная  работа не является подготовительным этюдом; это более поздняя, ​​уменьшенная и тщательно проработанная версия, скорее всего, результат отдельного заказа...

Лот на Сотбис


...Композиция, являющаяся практически точным воспроизведением первой версии, выполнена маслом на холсте. Однако вместо традиционного грунта холст был покрыт белковой средой (скорее всего, желатином), содержащей светочувствительные соединения серебра. В слое, покрывающем полотно, также был обнаружен гипс. Затем на подготовленную основу спроецировали негатив, очевидно, сделанный с оригинального львовского занавеса. Затем изображение было проявлено и зафиксировано по методу фотографического процесса.

В результате монохромный контур занавеса был воспроизведен на копии Парнаса, но в меньшем масштабе. Контуры и детали были бы слегка размыты, однако их все же было достаточно, чтобы художник мог использовать их в качестве подготовительного рисунка для воссоздания пропорций. Важно подчеркнуть, что это был не отпечаток, сделанный на светочувствительной бумаге, наклеенной на холст, а фотография, увеличенная и закрепленная прямо на нем.

Используя этот фотографический прием, художник упростил свою работу, исключив этап переноса контуров композиции на новый холст (причем в таком уменьшенном масштабе) с использованием сетки вспомогательных линий. Мария Семирадская, жена художника, назвала тот метод в письме «скучным и утомительным», разумеется, со ссылкой на мнение мужа. "Парнас" не единственный пример, свидетельствующий об использовании Семирадским фотографической техники для воспроизведения композиции. Другая - «Идиллия», выполненная после 1895 года, в которой применялся очень похожий метод.

Затем Семирадский прошелся кистью поверх изображения, зафиксированного в светочувствительной эмульсии, чтобы нарисовать некоторые контуры, в том числе точную передачу архитектуры (что является характерной чертой его картин). Затем художник написал поверх картину маслом..." (если заметили ошибки в терминах при  переводе, пишите).

Оригинал львовского занавеса



Tags: фотография старинная и дагерротипы, экспертиза и реставрация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 39 comments

Recent Posts from This Journal