Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Почему слово «полотно» — это не полный синоним слова «картина»

Учимся говорить правильно об искусстве (и притворяться надутыми снобами).



Раньше я уже объясняла, что не так со словом «шедевр» и почему оно — не синоним слова «картина». Про  «полотно» немного другая ситуация, это попалось у меня в загадке на прошлой неделе и многие были озадачены.

Объяснение элементарнейшее:

«полотно» — это картина, написанная на холсте.
На тряпочке.

Очень многие картины действительно пишутся на холсте (такая рогожка), который натягивают на деревянный подрамник.


По ссылке: подробное описание процесса натягивания.

Холст покрывают грунтом, грунт покрывают краской (и изображением), краску покрывают лаком. Все это в совокупности в итоге выглядит достаточно твердым предметом.

Однако нет, проткнуть картину на холсте ("полотно") легко, как носом Буратино.


Картина Моне, поврежденная вандалом в 2012.

Почему же слово «полотно» — это не полный синоним слова «картина»?
Потому что картина не обязана быть написаной на холсте. Она может быть написана на чем угодно, на любом материале, главное условие — чтобы оно было плоское и переносное (если это стационарное, типа стена или потолок — то будет уже фреска).

Достаточно часто картины написаны на дереве, доске.
Человечество додумалось писать картины на достаточно дешевом и легком холсте достаточно поздно, веке примерно в 16-м. До этого основным материалом была древесина. Она дороже, и плоскости большие из нее трудно сделать, поэтому древние картины — обычно меньше по площади, чем более новые, на холстах.



Сейчас картины пишут на фанере, на пластиковых листах. Можно даже написать на железе (Серов так как-то сделал).

Валентин Серов. Портрет Надежды Дервиз с ребенком. Выполнен на листе железа, который попался Серову под руку, когда он был в гостях за городом. Холста под рукой не было, а рисовать очень хотелось.


То, что я дальше напишу, не бойтесь, это в основном для письменной речи, для профессионалов тематики. В принципе, остальным можно не заморачиваться, но круто и респект, если все-таки станете.

В общем, языковая тонкость такова:

в принципе, писать «полотно» о картинах глобально можно. Например, во фразах типа: «На выставку приедут 100 картин Верещагина. 10 полотен предоставлено частными коллекционерами».

Но если речь заходит о конкретике, то лучше себя проверить.

Например, фраза «Все полотна Леонардо да Винчи отличаются удивительным сфумато» или «Среди его главных полотен — знаменитая "Мона Лиза"» — это провал. Потому что сей бородатый гений писал только на досках, и любой мало-мальски знающий любитель искусств помнит, что "Мона Лиза" — это тополь.
А "Гентский алтарь", например, это дуб. (Потому что в разных регионах художники брали разные виды деревьев; вопрос местного производства и импорта).

Оборот "Моны Лизы"


Если хочется написать глобально о «всех полотнах Рафаэля в этом музее», то лучше сходить, себя проверить, раз художник еще той эры, когда в ходу были доски. Идем в список его картин, смотрим, сколько раз там в описании стоит слово canvas - "холст" (22), сколько panel - "доска" (91).  Спорим, что большинство "холстов" в его наследии появилось, когда в 19 веке их, в целях сохранности, перевели-переложили с оригинальной доски на новый холст. Значит, говорить про "полотна Рафаэля" не оч. корректно, но в принципе, с натяжкой можно — если конкретно вот об этих.

Когда начинается Высокий Ренессанс, в принципе, уже можно расслабиться: большинство художников переходят на холсты. Мобилизоваться немного стоит только в районе прерафаэлитов — пафосные дядьки, в подражание ранним итальянцам, иногда использовали на доски. (Но в больших работах — редко, потому что неудобно).

В ХХ веке вообще полный бардак, словами надо разбрасываться очень осторожно.



Еще подводит иногда графика — другая техника же.
Бывало, напишешь: «из музея украли такое-то полотно Куинджи», а работа-то оказалось пастелью на картоне... Тю.
Тяжела жизнь редактора.

***
Обратите внимание:
моя новая книга "Воры, вандалы и идиоты. Криминальная история русского искусства"
стала доступной для предзаказа на лабринте

Tags: теория, язык
Subscribe

Posts from This Journal “теория” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “теория” Tag