Чезаре да Сесто. Тайная вечеря. 1550. Церковь Сан-Амброджио, Ponte Capriasca, Швейцария
Данный тезис, конечно, ирония, некий сферический конь в вакууме. Как я уже не раз говорила, любой гений и любой шедевр неотделим от своего места на таймлайне истории искусства, и надо обладать поистине дзенским, холодным, рассудочным воображением, чтобы суметь оценить их без вот этого флёра.
Но вернемся к вопросу доделывания.
Доделывали за Леонардо всегда, сразу. Его картины перерисовывали и докомпоновывали фигурами из других его картин (см. по этому тэгу примеры), сохраняя главное фирменное сфумато и искусительную улыбку.
В ход шли и его рисунки:
То, что Леонардо намечал лишь контурами и силуэтами - превращалось в полноценные картины маслом силами его учеников и последователей. Действительно, не пропадать же хорошему образцу! Эти рисунки служили своего рода прорисями.
Ситуация совершенно нормальная для эпохи Возрождения, форма ученичества и почтения. Рисунки Микеланджело использовались следующим поколением художников ровно тем же образом.
Слева: рисунок Леонардо (копия Мельци?), справа - более поздняя картина Квентина Массейса
А вот еще интересная штука, современная.
Дело в том, что от Леонардо остались еще насколько незаконченных картин, метра полтора-два высотой, такие здоровые дуры. И вот наш современник решил сделать их колористические реконструкции в предпочитаемой гамме Леонардо, иначе говоря -- раскрасить.
Давайте посмотрим, что получилось.
Автора зовут David Jean http://www.angelspeak.ca
Сохранившийся оригинал вот такой
Поклонение волхвов
Уффици
доска, масло, 2,4 метра х 2,4 метра
Раскрашенный вариант мне раньше в сети попадался, и я, честно говоря, даже не обращала на него особого внимания. То есть видно, что это не настоящий Леонардо -- нет присущей ему медовой мягкости, однако по колориту и атмосфере -- вполне себе сходит сперва за натуральный 16 век, какого-нибудь его ученика, который тоже, быть может, раскрашивал.
Ан нет, это оказался негр-канадец с примесью индейской крови...
Святой Иероним
Ватиканская пинакотека
доска, масло
1 м х 75 см
Обратите внимание на трещину сверху вниз. Это не трещина на самом деле, а склейка: в 19 веке, когда картину нашли, одна половина использовалась как столешница, а другая как дверца.
Вот эта реконструкция вышла более интересной, какая демоническая даже.
Мне нравится, как хорошо выбран тут оттенок голубого цвета.
Предыдущие две вещи -- это откровенные недоделки. Кто-то (не факт, что Леонардо), оплатил эти огромные, хорошо подготовленные деревянные доски. ("Св. Иероним" изначально был больше).
А вот эта вещь обошлась по материалам и трудозатратам дешевле, хотя она тоже большого размера. Остается только гадать, почему Леонардо бросил и ее.
«Богоматерь с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем» (The Burlington House Cartoon)
Мел, уголь, бумага, закрепленная на холсте.
Национальная галерея, Лондон
Вот раскрашенный вариант.
Дядя напортачил с цветом волос мальчиков, Леонардо таких темных не делал. И белая тряпочках на чреслах тоже свистит.
Сам Леонардо, выполнив тот большой карандашный вариант, в итоге отказался от композиции, поменял действующим лицам позы немного. Его конечный вариант вот таков.
Почувствуйте разницу по сравнению с предыдущей картинкой (не считая следов времени, в чем она?)
А вот уже не "нон финито" (специальное слово для жанра незавершенных произведений искусства, в которых незавершенность сама по себе стала уже важным качеством). Тут проблема была другой. Леонардо, как обычно, нарисовал фреску во флорентийском Палаццо делла Сеньория такими экспериментальными красками, что она практически сразу испортилась. Несколько десятилетий спустя поверх ее остатков, на той же стене Вазари написал новую фреску.
От "Битвы при Ангиари" лучшее, что сохранилось -- это очень подробная зарисовка Рубенса.
Эта реконструкция, на мой взгляд, вышла самой плохой. Посмотрите на колорит, на атмосферу. Это такой стандартный ХХ век, который мы знаем по графике для обложек фэнтези.
Посмотрите, как интересно сравнивать эти 4 работы одного и того же современного художника. Как, имея в качестве основы совершенно одинаковое -- контуры и образцы колористики, он умудрился и хорошо сделать, и плохо.
Впрочем, если изучить персональный сайт художника, отгадка становится очевидной.
Вот пара его "родных" картин.
Он попросту не очень эрудированный и весьма пошлый.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Bestoshanbo
September 4 2019, 06:19:29 UTC 4 years ago
Может, этот художник наоборот вскрыл тайну Леонардо? Может, Леонардо всю жизнь хотел рисовать обложки к фэнтези, а получалась всякая ерунда, вроде МоноЛиз и Дамочек с хонориками?!
dima_mccarevich
September 4 2019, 05:17:58 UTC 4 years ago
И работ законченных мало, а выдающихся учеников - и вовсе нет. Реконструкции нашего времени заставляют порадоваться разве тому, что исходный живописный текст можно трактовать как угодно, хоть и без особого успеха...
oshanbo
September 4 2019, 06:16:40 UTC 4 years ago
Луини, Мельци и Больтраффио постоянно путали с Леонардо - разве это не доказательство того, что они не так уж и плохи?
shakko.ru
4 years ago
strannik_ee
4 years ago
dima_mccarevich
4 years ago
strannik_ee
4 years ago
strannik_ee
4 years ago
dima_mccarevich
4 years ago
sibeaster
4 years ago
dima_mccarevich
4 years ago
sibeaster
4 years ago
strannik_ee
4 years ago
strannik_ee
4 years ago
Ellaa El
4 years ago
dima_mccarevich
4 years ago
grisabella
September 4 2019, 05:29:55 UTC 4 years ago
wolf__cub
September 4 2019, 08:07:48 UTC 4 years ago
grisabella
4 years ago
shakko.ru
4 years ago
grisabella
4 years ago
grisabella
4 years ago
nedocourious
4 years ago
grisabella
4 years ago
nedocourious
4 years ago
vpervye1
4 years ago
grisabella
4 years ago
ruso_fumador
September 4 2019, 05:43:55 UTC 4 years ago
jimorodok
September 4 2019, 05:48:39 UTC 4 years ago
tihoc
September 4 2019, 05:58:04 UTC 4 years ago
А в "Тайной вечере" тень положена так, что у Иисуса как будто вьетнамка на правой ноге проступила)
Bestoshanbo
September 4 2019, 06:19:29 UTC 4 years ago
Может, этот художник наоборот вскрыл тайну Леонардо? Может, Леонардо всю жизнь хотел рисовать обложки к фэнтези, а получалась всякая ерунда, вроде МоноЛиз и Дамочек с хонориками?!
shakko.ru
September 4 2019, 08:22:29 UTC 4 years ago
iv_an_ru
4 years ago
unclesasha
September 4 2019, 06:33:35 UTC 4 years ago
В Вене есть весьма интересная доделка той же фрески, но на керамической плитке. Наполеон заказал, чтобы оставить в Милане, а оригинал забрать в Париж.
shakko.ru
September 4 2019, 08:23:13 UTC 4 years ago
мне кажется, они просто рулоны кальки возили с собой, и по нему копировали ее
twincat
September 4 2019, 06:46:05 UTC 4 years ago
shakko.ru
September 4 2019, 08:23:31 UTC 4 years ago
strannik_ee
4 years ago
gera544
September 4 2019, 06:46:48 UTC 4 years ago
e_1_off
September 4 2019, 06:52:46 UTC 4 years ago
shakko.ru
September 4 2019, 08:23:54 UTC 4 years ago
ponaexali_tyt
September 4 2019, 06:57:28 UTC 4 years ago
От Леонардо остался огромный КОНЬ, который Cavallo.
shakko.ru
September 4 2019, 08:24:04 UTC 4 years ago
averim
September 4 2019, 06:57:38 UTC 4 years ago
apshiyakhtu
September 4 2019, 07:20:37 UTC 4 years ago
У него так свистят кисти и ступни, что аж неловко.
az_clouet
September 4 2019, 07:47:08 UTC 4 years ago
shakko.ru
September 4 2019, 08:24:56 UTC 4 years ago
и видно, что мимика его весьма интересовала
az_clouet
4 years ago
sulfid
September 4 2019, 08:01:12 UTC 4 years ago
shakko.ru
September 4 2019, 08:25:11 UTC 4 years ago
sulfid
4 years ago
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →