Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Кто такая боярыня Морозова и почему она тычет пальцем в небо

5 любопытных и политически ангажированных фактов о знаменитой картине Василия Сурикова 1884-1887 годов из Третьяковки.

В. И. Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887. ГТГ



1) Главная героиня картины Феодосия Прокофьевна Морозова — миллионерша из высших слоев общества. С царской фамилией в свойстве — брат ее покойного мужа был женат на девице Милославской, сестре царицы. Однако это никак не помогло Морозовой, когда она пошла против мужа этой царицы, Алексея Михайловича.

Василий Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"


2) Миллионы Морозовой не помогли, даже наоборот, внесли в ее борьбу с царем элемент личного интереса для государства. Одно ведь дело, если ты, государство, просто какого-нибудь либерала-нищеброда-фрилансера прихлопнешь. А другое — если этот оппозиционер еще и олигархом окажется, и его имущество можно конфисковать. А пока чиновники будут заниматься описями и конфискациями, ведь много всякого к их рукам может прилипнуть, не так ли?

Василий Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"


3) Конфликт возник на почве неодобрения боярыней политики государства. Так все время бывает: скажем, хочет глава государства с Европой дружить, всякие преференции им предоставлять и разоружаться — а всякие ГКЧП сего не одобряют, они за консервативные коммунистические ценности. Или наоборот, желает вождь закукливаться и запрещать деятельность иностранных агентов — а олигархи, наоборот, за то, чтобы сеять сладость и свет иностранных знаний, да благотворительностью гринписовской заниматься. Конфликт боярыни Морозовой и царя Алексея Михайловича тоже был идеологический (маскировался под религиозный): он, вместе с патриархом Никоном, был за унификацию православия, приведения всего в порядок и постановку под жесткий контроль. Она же, вместе со своими единомышленниками (которых потом назовут "старообрядцами") считала, что контроль государства это зло, и реформы — это тоже фигня еретическая.

Василий Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"


4) Жесты всегда важны для агитации толпы. Мы в ХХ веке так хорошо это знаем: зигующие толпы у Рейхстага и этот же жест у бритоголовых подростков. "V значит Victory", которое показывал на пальцах Уинстон Черчилль. Пионерский салют. В конце-концов, та же "рокерская коза", которая позволяет почувствовать свое единение с радостной толпой на офигительном рок-концерте (впрочем, сейчас вытянутые руки у всех сплошь заняты снимающими мобилами, увы).

Одним из ключевых камней преткновения между сторонниками реформ Никона и старообрядцами был спор, как креститься — двумя пальцами или тремя. На Руси издавна крестились именно двумя. Но Никон съездил в загранкомандировку в Грецию, и выяснил, что там уже 400 лет крестятся тремя (в честь Троицы и т.п.), решил, что мы отсталые и ввел это законодательно. Старообрядцы сочли это ересью и назло ему продолжали скрещивать только два пальца для крестного знамения и благословения (как боярыня на картине Сурикова). Притесняли их за это очень жестко.



5) Ничем хорошим эта борьба для Морозовой не кончилась. Если госмашина решила про тебе прокатиться (и забрать твои миллионы) — выход только один: сбегать на Тайланд. Но Морозова была идейная, да и до Тайланда до изобретения авиации далековато... зря.

Боярыня и ее сестра Евдокия Урусова были арестованы, пытаны на дыбе, заключены в земляную тюрьму в монастыре в Калужской области, где обеих примерно за год довели до смерти, уморив голодом. 14 человек из их слуг сожгли заживо. Ее учителя и вдохновителя, протопопа Аввакума, через несколько лет тоже сожгли.

А состояние ее, ага, конечно конфисковали, как же без этого.

Tags: искусство русское, переезд старых постов, шедевры А-Я
Subscribe

Posts from This Journal “шедевры А-Я” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 125 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “шедевры А-Я” Tag