Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Какие приемы Дега использовал в «Голубых танцовщицах»?

Рассказываю о профессиональных рецептах, которые использовал художник, чтобы создать в этой работе волшебную красоту. (Очередной простенький ликбез из цикла "Шедевры от А до Я")


Около 1898 года, ГМИИ им. А.С, Пушкина (здание Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков)



В сущности, это ровно те же самые приемы, которые использовал Борисов-Мусатов в картине «Водоем», и в этом нет ничего странного, поскольку принципы красоты для человеческого глаза — универсальны, так устроена психология восприятия.

№1: Колористическая гамма
Основные цвета, использованные Дега в своей работе (это не картина маслом, а рисунок пастелью) — голубой и телесный/оранжевый. Это противопоставление холодного и теплого является одним и самых выигрышных сочетаний в произведениях искусства. Оно бодрит, и при этом гармонично.



Голубой+оранжевый дополнен яркими акцентами желтого, зеленого, которые бодрят и разнообразят картину, однако не являются доминирующими.

Дега очень часто рисовал балерин, в том числе в других цветах, и при взгляде на иные его работы на эту тему видишь, насколько все-таки выигрышны по гамме именно «Голубые танцовщицы».


Эдгар Дега. Две танцовщицы -- желтая и розовая. Около 1898

Отмечу и выбранную технику: это не реалистичное масло, а полупрозрачная пастель, которая так хорошо передает волшебное ощущение от танцовщиц.

№2: Композиционное построение
Картина имеет идеальные пропорции и завораживающий ритм. Девушки будто водят внутри нее хоровод — так искусно автор расположил их руки и плечи. Такая симметрия (круг, в который вписан квадрат, и т.п.) очень приятны глазу.

Вдобавок, обратите внимание на направление движения линий: слева направо. Именно это направление приятней для большинства людей (правшей).



Для того, чтобы создать такую уравновешенную композицию (да еще с зеленым на фоне), Дега идет на некоторые вещи, за которые его современники упрекали художника в нереалистичности. Действительно, если сзади трава, то с какого ракурса мы смотрим на девушек — с потолка, что ли? Но все гораздо проще: балерины стоят на фоне вертикальных декораций (причем самая левая еще и держится за нее рукой). Однако из-за смелого кадрирования композиции с первого взгляда об этом трудно догадаться.


Э. Дега. Четыре танцовщицы.. 1899

№3. Выбранная тема

У меня это последним пунктом идет, но разумеется, это самое главное в реалистичном искусстве, ибо от темы-то все остальное и зависит, и отталкивается. Эдгар Дега очень любил рисовать балерин, и у него это очень хорошо получалось. И, соответственно, большинство людей любят рассматривать картины с балеринами, потому что они обычно получаются очень красивыми. Молодые изящные девушки, красивые жесты обнаженных рук, струящиеся полупрозрачные ткани... Все это на фоне пейзажного задника (а природа — это крайне выигрышный фон), причем пейзаж состоит из травы и некоего водоема. Все эти составляющее, если их дополняет талант художника, обычно гарантированно приносят работе успех.

№4. Привычка

Будем честны: у Дега много хороших картин и рисунков с изображением балерин, многие из них тоже выполнены в голубой гамме и похоже сгармонизированны. Что же делает это произведение для нас таким особенным?



Дело в том, что для российского (а ранее советского) человека именно эти балерины Дега всегда были более доступны. Ведь «Голубые танцовщицы» уже давно принадлежат Пушкинскому музею. Соответственно, именно их чаще печатали в русскоязычных книгах, календарях, открытках и т.п., поэтому мы к ним больше привыкли, они запечатлелись у нас в памяти, как эталон. (И дело не в патриотизме, а даже в удобстве: например, в СССР, конечно, гораздо проще было купить цветной негатив у ГМИИ для крупноформатной печати, чем у Музея Орсе).

Но «Голубые танцовщицы», конечно, особенные. В Пушкинском музее несколько работ Дега, но только эта из них стала своеобразным символом коллекции импрессионистов музея.


фото с фликра

Tags: балет, франция, шедевры А-Я
Subscribe

Posts from This Journal “шедевры А-Я” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “шедевры А-Я” Tag