Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Что. У него. В Руке

Фаюмский молодой человек с загадочным длинным розовым предметом в руке вчера вызвал дикий ажиотаж в обсуждении регресса средневекового искусства.
Особо любознательные комментаторы уже разыскали правильный ответ, но вот выложу для общего ознакомления, с дополнительными картинками.

Фаюмский портрет, 4 в. н.э. Музей Гетти


В руках у этого стилизованно нарисованного юноши очень же стилизованный предмет, являющийся атрибутом погребального обряда -- сложенная вдвое гирлянда из розовых цветов, с листочками и ленточками.

На портрете ниже нарисована она же, только в более реалистичной, импрессионистской манере (потому что портрет более ранний).

Фаюмский портрет, Лувр, III в. н.э.


Еще примеры той же иконографии (обратите внимание, как упрощается манера)









Об идеологических причинах подобного упрощения я вчера специально не рассказывала, как-нибудь напишу подробно, когда на меня снова ангст накатит.

***

А вот что этот веночек-гирлянда обозначал:

По наводке уважаемого andobor приношу текст, выложенный по ссылке (за достоверность данных ручаться не могу).

...А в Поздний период погребальный культ охватил все слои общества и стал таким же естественным, как и в наши дни. Отслеживая его массовые тенденции и характерные особенности, можно выйти на эпоху христианства, метафизика которого по аналогии с древнеегипетской религией базируется на представлениях о загробной жизни. Но предварительно разберёмся с красивой розовой гирляндой, которую несут две птички.

Мозаика из Алумы, Израиль


Похожую гирлянду можно увидеть в церкви "Умножения Хлебов и Рыб" (Табха, Израиль). Гирлянда предназначена для венка оправдания или венка Осириса: начиная со времени Нового царства умершим и их правителю в подземном мире, Осирису, дается «венок оправдания»; этот обычай является символическим выражением для обозначения доказанной невиновности перед судом в потустороннем мире.

Мозаика в Табхе, Израиль


Такие венки обвивали диадемы умерших правителей, а позднее служили вообще украшением оболочки мумии. В одном из текстов проводится сравнение с венком Осириса как знаком триумфа над его соперником, полученным от прабога Амона.





Венки изготавливались большей частью из листьев оливкового дерева. Как пример, погребальная камера Тиграна-паши (1 век н.э.), Александрия (Ком эш-Шукафа):



Усопший изображен в виде мумии Осириса, его окружают богини Исида и Нефтида. Под сводом погребальной камеры нарисован крылатый солнечный диск – Хор Бехдетский, под ним цветочная гирлянда, приготовленная, чтобы стать венком. А по бокам стоят фигурки Хора олицетворяющие два солярных аспекта: восход и закат.

Саркофаг из некрополя в Абукире, Александрия


При изготовлении венка оправдания, основой служила полоска вырезанная из сердцевины папируса. Её обвивали листьями оливы, игравшими роль вставочки для васильков и лепестков водяной лилии; листья оливы были надежно скреплены в ряд двумя тонкими полосками из сердцевины папируса, продеты между листьями с двух сторон. Листья были расположены в ряд таким образом, что один из них был повернут наружу тыльной стороной, а следующий – нижней; такой порядок создавал эффект чередования тускло-зеленых и серебристых тонов. Специальная глава «Книги мертвых» (XIX) была посвящена венцу подобного рода, и до нас дошла даже магическая формула, которую следовало читать, когда такой венок возлагали на крышку гроба. Эти «венцы оправдания» были широко распространены со времени XVII династии до греко-римского периода. (Говард Картер. Гробница Тутанхамона) (...)

Tags: древний восток, кусочек, символы
Subscribe

Posts from This Journal “кусочек” Tag

Comments for this post were locked by the author

Posts from This Journal “кусочек” Tag