Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Что. У него. В Руке

Фаюмский молодой человек с загадочным длинным розовым предметом в руке вчера вызвал дикий ажиотаж в обсуждении регресса средневекового искусства.
Особо любознательные комментаторы уже разыскали правильный ответ, но вот выложу для общего ознакомления, с дополнительными картинками.

Фаюмский портрет, 4 в. н.э. Музей Гетти


В руках у этого стилизованно нарисованного юноши очень же стилизованный предмет, являющийся атрибутом погребального обряда -- сложенная вдвое гирлянда из розовых цветов, с листочками и ленточками.

На портрете ниже нарисована она же, только в более реалистичной, импрессионистской манере (потому что портрет более ранний).

Фаюмский портрет, Лувр, III в. н.э.


Еще примеры той же иконографии (обратите внимание, как упрощается манера)









Об идеологических причинах подобного упрощения я вчера специально не рассказывала, как-нибудь напишу подробно, когда на меня снова ангст накатит.

***

А вот что этот веночек-гирлянда обозначал:

По наводке уважаемого andobor приношу текст, выложенный по ссылке (за достоверность данных ручаться не могу).

...А в Поздний период погребальный культ охватил все слои общества и стал таким же естественным, как и в наши дни. Отслеживая его массовые тенденции и характерные особенности, можно выйти на эпоху христианства, метафизика которого по аналогии с древнеегипетской религией базируется на представлениях о загробной жизни. Но предварительно разберёмся с красивой розовой гирляндой, которую несут две птички.

Мозаика из Алумы, Израиль


Похожую гирлянду можно увидеть в церкви "Умножения Хлебов и Рыб" (Табха, Израиль). Гирлянда предназначена для венка оправдания или венка Осириса: начиная со времени Нового царства умершим и их правителю в подземном мире, Осирису, дается «венок оправдания»; этот обычай является символическим выражением для обозначения доказанной невиновности перед судом в потустороннем мире.

Мозаика в Табхе, Израиль


Такие венки обвивали диадемы умерших правителей, а позднее служили вообще украшением оболочки мумии. В одном из текстов проводится сравнение с венком Осириса как знаком триумфа над его соперником, полученным от прабога Амона.





Венки изготавливались большей частью из листьев оливкового дерева. Как пример, погребальная камера Тиграна-паши (1 век н.э.), Александрия (Ком эш-Шукафа):



Усопший изображен в виде мумии Осириса, его окружают богини Исида и Нефтида. Под сводом погребальной камеры нарисован крылатый солнечный диск – Хор Бехдетский, под ним цветочная гирлянда, приготовленная, чтобы стать венком. А по бокам стоят фигурки Хора олицетворяющие два солярных аспекта: восход и закат.

Саркофаг из некрополя в Абукире, Александрия


При изготовлении венка оправдания, основой служила полоска вырезанная из сердцевины папируса. Её обвивали листьями оливы, игравшими роль вставочки для васильков и лепестков водяной лилии; листья оливы были надежно скреплены в ряд двумя тонкими полосками из сердцевины папируса, продеты между листьями с двух сторон. Листья были расположены в ряд таким образом, что один из них был повернут наружу тыльной стороной, а следующий – нижней; такой порядок создавал эффект чередования тускло-зеленых и серебристых тонов. Специальная глава «Книги мертвых» (XIX) была посвящена венцу подобного рода, и до нас дошла даже магическая формула, которую следовало читать, когда такой венок возлагали на крышку гроба. Эти «венцы оправдания» были широко распространены со времени XVII династии до греко-римского периода. (Говард Картер. Гробница Тутанхамона) (...)

Tags: древний восток, кусочек, символы
Subscribe

Posts from This Journal “кусочек” Tag

  • 151 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
а выглядит, конечно, совершенно фантастично!
Реалистично. В нашем понимании )).

anacondaaa

5 years ago

Божечки мои. Я то думал, что там 100500 каментов про религию, общественную организацию и превратные представления об упадке цивилизации. Даже заходить не стал
А там о фаллическом веночке оказывается.

О времена, о нравы.
(мрачно) там шесть страниц комментов на любой вкус, есть и во вашему запросу

shakko.ru

5 years ago

mitrius

5 years ago

lev_kuzminsky

5 years ago

wombatik

5 years ago

mrclon

5 years ago

starik75

5 years ago

jogikbumi

5 years ago

Мне вот интересно - это мы такие испорченные или художник/заказчик так и задумал.

Не задумал

twincat

5 years ago

ptitsa_radio

5 years ago

maxnicol

5 years ago

Я так и понил, что каменты из-за этого закрылись)
Но поржал от души, да.
Понятное дело что в руке МПХ, ну а чотакова? ))
Не, это кончили спрашивать на 1-2 страницах, а закрыла я только на 6, после очередного "но Слово о полку Игоревом всё-таки поддельное!!!!!!!"

nevash_lexa

5 years ago

shakko.ru

5 years ago

shakko.ru

5 years ago

nevash_lexa

5 years ago

jury_a_kap

5 years ago

paul_big

5 years ago

olga_slyshkina

5 years ago

nevash_lexa

5 years ago

olga_slyshkina

5 years ago

nevash_lexa

5 years ago

zarathustra66

5 years ago

nevash_lexa

5 years ago

А тут нет веночка, но мне кажется она в "компанию" хорошо вписывается.

А вот эта тетенька на еврейку похожа!
Этот пипись венок - отличный ответ всем фоменковцам. Наглядный и красивый.
))))

Deleted comment

shakko.ru

5 years ago

Deleted comment

shakko.ru

5 years ago

zarathustra66

5 years ago

maoist

5 years ago

Deleted comment

dji12345

5 years ago

dedxassan

5 years ago

dji12345

5 years ago

zamochnik

5 years ago

dji12345

5 years ago

artz13

5 years ago

Alex Tarasevich

5 years ago

dji12345

5 years ago

Спасибо, очень интересно!

Спасибо за разъяснение, я не стал влезать в обсуждение умных людей со своим наивным видением. Думал это сосиска длинная (пьет и закусывает), только смущала черная лента на сгибе. А на этом портрете чурчхела видится

Deleted comment

joeck_12

5 years ago

mithrilian

5 years ago

jjasal

5 years ago

nevash_lexa

5 years ago

polugut

5 years ago

nevash_lexa

5 years ago

nicefella2000

5 years ago

«такой венок возлагали на крышку гроба»

Возможно у современных венков был тот самый прототип «венца оправдания» с завязочками?
Вот что то смутно напоминает:


"Девочка собирала во ржи васильки... "
"Её обвивали листьями оливы, игравшими роль вставочки для васильков и лепестков водяной лилии"

как это мило и неожиданно , что Василек в южно-русском регионе традиционно считается цветком смерти ( в широком смысле. фольклерном) общеизвестно. а вот про значение василька в египте впервые слышу. спасибо.
Хм, а я и про васильки, как символ смерти в южно-русском регионе, не знал. Теперь песня про Олю раскрылась мне более глубоко:
Ох, васильки, васильки…
Сколько мелькает вас в поле…
Помню, у самой реки
Вас собирали для Оли...
Оффтопик: портрет Клетчатого.

Если вдруг не знаете, Шакко. Председатель Ник Никлз "Клетчатый" сейчас в провинциальном музее под названием "Бородатый мужик" и приписывается кисти не Перкинса, а некоей Ирэн Пивчик.

Промотать до 43 мин 12 сек.

Интересно, а наша традиция венков надгробных - это продолжения этих венков оправдания?
" ПЕРСЕФОНА, ДОЧЬ ДЕМЕТРЫ, СОБИРАЛА ВО РЖИ ВАСИЛЬКИ, шалфей, шафран и крокусы..
Движимый состраданием к человеческим существам, царь подземного мира Аид явился на своей колеснице и умчал её в царство Мертых, где сделал королевой, дабы люди и в сумраке могли наслаждаться цветением Жизни.. Но мать её Деметра мгновенно узнала о пропаже дочери и бросилась на поиски, но и мотылек и полевые мыши и ёжик и местный таджик все тихо молчали,
ПОТОМУ ЧТО НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ГДЕ ОНА ХОДИТ..
надо было у ясеня

direkt_mashin

January 26 2019, 07:50:40 UTC 5 years ago Edited:  January 26 2019, 07:55:37 UTC

кстати.. и это великая тайна - Венок Элевсинских Мистерий - из колосьев спелой пшеницы с плющом и васильками. античная интеллигенция об этом прямо не говорила, потому что "ПОПЕЙ ИЗ ЧАШИ. ЗАЙДИ ЗА ЗАНАВЕСКУ.И НИКОМУ НИКОГДА НЕ ГОВОРИ, ЧТО С ТОБОЙ БУДЕТ", но на позднеантичных то христианских авторов этот запрет не распространялся. и они ясно указали, что Элевсинские Мистерии связаны с культом Деметры.. а Деметра- мать Персефоны.. "Я живу пока со мной живет Любовь". Дионис Аида.. это все то, что называется эллинизм уже. то что связано с фаюмским портретом.

Как хотите, а человек есть человек. Эти "веночки" в то время вызывали такие же далекие от благочестия ассоциации, что и сейчас. Я думаю, что это - древнеримские мемы. Один рукожоп вот так погребальный венок нарисовал - начали ходить смотреть и ржать всем Римом. Потом специально стали так заказывать, мол, превед медвед, жил грешно, и помер смешно. Ну а потом - карго культ: - Ты тут что нарисовал, сволочь? - Не бейте, барин, в Риме теперь только так и делают, все по последней моде!

direkt_mashin

January 26 2019, 08:36:36 UTC 5 years ago Edited:  January 26 2019, 08:50:34 UTC

да язычники, вообще, имели своеобразное благочестие. вот индуисты в индии. там лингам- культовый символ. вызывает благочестивые мысли.. в эллинистическом мире черный камень Кибеллы имел лингамообразную фому- это вызывало благочестивые ассоциации. т.е мы можем редположить , что тогда это даже смеха не вызывало.

что Касается Рима- и это, вообще, всего касается "пошлость- отсутствие трепетного отношения к бытию"- она увеличивается пропорционально секуляризации общества. в Риме был и Ювенал и Марциал- свои юмористы и "сибирские пельмешки", но вот , что там держалось дольше всего- это вопрос как раз похорон. Погребальные Коллегии- это было свято. христиан потому и не трогали- или вы думаете что от Императорской полиции можно было спрятаться в какихто катакомбых- что они регистрировались как Погребальные Коллегии и через то имели неприкосновенный юридический статус. а Александрия- это, вообще, отдельный по культуре Мегаполис. и еще не известно, кто на кого под конец больше ровнялся. это как Шпенглер выразился "Рим стал духовной провинцией Азии"

zaharov

5 years ago

direkt_mashin

5 years ago

shakko.ru

5 years ago

zaharov

5 years ago

shakko.ru

5 years ago

zaharov

5 years ago

vopros_veka

5 years ago

john_jack

5 years ago

zaharov

5 years ago

  • 151 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author

Posts from This Journal “кусочек” Tag