Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Сказки как способ программирования наших детей

Коллективными усилиями проникаем в мировой фольклорный психологический заговор.


Fallen Princesses - Dina Goldstein, 2007-9

Впервые в жизни целиком посмотрела мультфильм про Умку. Весьма вредное, непедагогичное произведение! Медвежонок поисках мифического друга садится в чужую машину (вертолет) без разрешения матери и исчезает в неизвестности, оставляя ее в ужасе офигевать.

И я тогда подумала -- насколько же старинные народные сказки, наоборот, правильный посыл в головы детей программируют:

  • Колобок: не сбегай из дома, не слушай льстецов

  • Красная шапочка: не разговаривай с незнакомцами, не рассказывай подробности о семье

  • Волк и семеро козлят: не открывай дверь чужим

  • Гуси-лебеди: следи за младшим, будь вежлива с посторонними

  • Синяя борода: не суй нос не в свое дело, а если суешь -- подстраховывайся (подробно писала об этом тут)

С "авторскими" сказками, сложносочиненными, с сильной индивидуальностью, с выделением посыла труднее. Вот какая мораль запишется в голову ребенка после "Дюймовочки"? Там же нет простого посыла. А мне вообще как-то, после просмотра крайнего сезона Criminal Minds про профайлеров ФБР, открылось, что это же на самом деле сказка про подпольную сеть педофилов, похитившую ребенка-сироту из приемной семьи, и передающую девочку из рук в руки, параллельно развивая в ней стокгольмский синдром. Причем в положительном смысле.


И вот эти авторские сказки, не обкатанные передачей из уст в уста (что убирает лишние детали), они подчас имеют мораль, актуальную для писателя того времени, но не универсальную (необходимую для безопасности ребенка, как "Красная шапочка"), а уже для формирующихся девочек-девушек, предназначенную, чтобы ими было легче управлять, манипулировать.
Именно поэтому снимать сегодня, в век осознания подчиненного положения женщины, диснеевские мультики по каноничным текстам стало невозможно, и их переделывают.

Смотрите:

  • Золушка: молчи, слушайся приказов, и все тебе будет

  • Спящая красавица: если ничего не делать и быть красивой, то принц все равно появится

  • Красавица и чудовище: любого мудака можно перевоспитать, если сильно его любить

(Не, у великих авторов, понимающих суть сказки, все с этим делом хорошо: пушкинская "Сказка о золотой рыбке", например).

Давайте пособираем: какие еще программы можно угадать в известных народных сказках, авторских сказках и мультфильмах (игровые фильмы наверно не надо брать, если они сложные. Хотя вот в "Мэри Поппинс" тоже вполне себе четкая программа, в голову детей втюхиваемая).

Отдельно приглашаются в комментарии психологи, работающие данным методом.

UPD из комментов:

  • Репка: и малая помощь полезна

  • Курочка-ряба: варианты трактовки -- не испытывай свое счастье на прочность; беда может прийти от нежданного, на вид не опасного

  • Маша и три медведя: если берешь чужое, спасешься только чудом; вариант -- не воспитывайте детей в идее, что все вокруг колхозное, все вокруг моё, а то огрести может.

  • Царевна-лягушка: не слушай чужих советов о своей семейной жизни, ее легко сломать и тяжело починить

  • Пузырь, соломинка и лапоть: больше двух не собираться иначе начинается разрушающая движуха

  • Нильс: за проступки приходится платить, и большой ценой, но есть шанс все исправить

  • Три поросенка: не ленись, бери пример со старших, не наглей

  • Простоквашино: свою семью нужно строить отдельно от родителей

  • Теремок: в любой момент злая сила может разрушить твою жизнь.

  • Белоснежка и 7 гномов: самое главное в жизни — быть красивой.




Tags: дюже сомнительное литературоведение, сказка
Subscribe

Posts from This Journal “дюже сомнительное литературоведение” Tag

  • 671 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 671 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author

Posts from This Journal “дюже сомнительное литературоведение” Tag