Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

А с какого ты району? — как на этот вопрос отвечают искусствоведы

Он из Люблино или из Бутово? А может, питерский? Ой, сорри -- из Флоренции, из Венеции, или быть может, из Феррары? Искусствоведы отвечают на этот вопрос, не глядя на подписи и названия: просто на глазок. Как это происходит?

Два итальянских портрета 1545 года: Венеция (Тициан, "Портрет англичанина") и Флоренция (Бронзино, "Портрет Козимо Медичи")


В прошлый раз мы на глазок определяли, германский художник или итальянский, теперь же давайте сузим рамки в нашей игре-угадайке.


***

Вообще, давайте коротенько, как ученые определяют, кто автор картины, если никаких надписей на ней нету? Грубо говоря, "по почерку": общий специалист с большим опытом насмотренности просто сразу видит, какой это век, какая это страна (уровень 1), более узкий специалист по этой стране+эпохе уже видит, какая это школа (уровень 2). (Про то, какие завихрения могут иметь разные региональные школы, просто потому, что у них на селе было принято рисовать именно так, вот тут наглядно было на примере дам с проблемной хромосомой).  Дальше, вычислив конкретный регион, то есть школу, уже идет поиск по персоналиям, принадлежащим к этой школе, на основе сравнения с их достоверно атрибутированными, подписанными, произведениями (уровень 3) -- это уже сложная экспертная работа, и ею занимаются конкретно специалисты именно по этой школе. Смотрят в микроскоп, изучают, правша или левша мазки клал, химический состав красок к чему подходит и т.п. И, наконец, если речь идет о действительно великом открытии, скажем, найдена доселе неизвестная картина Рафаэля, то это должен подтвердить эксперт с еще более узкой специализацией -- изучающий конкретно Рафаэля, а не всю умбрийскую школу живописи целиком, выходцем из которой был Рафаэль (уровень 4). Еще лучше, чтоб пяток таких экспертов именно по Рафаэлю согласились с этой атрибуцией единогласно.

Венецианцы: Джованни Беллини и неизвестный художник школы Джованни Беллини. Обычному человеку в жизни не разобраться, почему правую разжалова ли из самого Беллини в его ученика или подражателя.


Ну нам с вами не экспертами в Сотбис работать (увы и ах), поэтому мы тихонечко побалуемся уровнем 2, определением школы. Возмьем для этого весьма легкий пример -- венецианскую школу итальянской живописи эпохи  Ренессанса, ибо она самая узнаваемая. В принципе, я уже делала на сходную тему угадайки (Трудно ли отличить Тициана от Рубенса? и Липовый Тициан и настоящий Тициан), но там было легче в том смысле, что надо было опознать работы гения. А важная грань личности практически любого гения как раз в том, что он сцуко так узнаваем всегда, что его харизма из любого произведения так и прёт. Так что сейчас мы возьмем венецианцев калибром поменьше.

Картины 1520-х годов: венецианец Якопо Пальма Старший. "Юдифь" и художник круга Леонардо да Винчи Бернардино Луини "Мария Магдалина"


Черты венецианской школы периода Высокого Возрождения:

  • спокойствие, но эта не застылая ледяная неподвижность, а такой вот покой, в котором там в кадре явно звучит прекрасная музыка, и человек на картине ею заслушался и поэтому замер. Какая-то удивительная визуальная гармония. Итальянскому Ренессансу вообще это свойственно, но по моим ощущениям венецианцам особенно

  • особенный золотистый оттенок кожи, они умели ее рисовать светящейся. Когда ближе ко второй половине 16 века венецианцы откроют для себя громадный рынок картин с обнаженными женщинами, это умение даст им важное конкуретное преимущество.

  • тот же волшебный способ писать воздух, пронизанный солнечными лучами, и небо

  • удивительный оттенок голубого (хорошие краски завозили в Венецию, и дешевле они были для местных художников)

  • единый предпочитаемый идеал женской красоты. Больше даже Наталья Гундарева и Елена Соловей, чем Орнелла Мути или Грейс Келли (брюнеткам вообще суровое нет)

  • понимание того, что авторы этих картин любили вкусно поесть, и в вопросах секса отнюдь не были монахами

(Вообще читайте "Образы Италии" Муратова, он все это лучше меня излагает).

Тициан. "Венера Урбинская". 1538.
NB: если художник жил долго, как Тициан например, то он в молодости успевал поработать в спокойном и гармоничном Высоком Возрождении, а в старости застать уже буйное и мятущееся Позднее Возрождение, перетекающее в маньеризм.



***
Итак, давайте начнем игру!

1) 1500-е годы


2) 1510-е годы:



3) 1520-е:




4) 1550-e:




5) 1530-е:




[Spoiler (click to open)]

1) 1500-е годы:
а) венецианец Джованни Беллини: "Портрет дожа Джованни Лоредана"
б) болонец Франческо Франча "Портрет Евангелиста Скаппи" (но использован тот же флорентийский шаблон портрета, что и в "Моне Лизе", видите?)

2) 1510-е годы:
а) неизвестный  художник круга Андреа дель Сарто (флорентийская школа)
б) венецианец Парис Бордоне

3) 1520-е:
а) Корреджо "Обучение Амура" (пармская школа)
б) венецианец Якопо Пальма Старший "Диана и Каллисто"

4) 1550-e:
а) венецианец Бассано. "Неизвестный в доспехах"
б) ломбардец Джанбаттиста Морони "Неизвестный"

5) 1530-е
а) венецианец Лоренцо Лотто. "Триумф Целомудрия"
б) феррарец Доссо Досси. "Аллегория Фортуны"



Описывайте, пожалуйста, ваш путь при выборе. Логика или интуиция, что дает лучший результат?
Постоянные читатели рубрики, меняет ли она ваши ощущения теперь при посещении музеев?


Tags: угадайка
Subscribe

Posts from This Journal “угадайка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “угадайка” Tag