Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

13. Звери Апокалипсиса: зоологический атлас, число 666 и Iron Maiden

Откуда у дьявола взялись рога? Упоминается ли президент Обама в Библии? Почему ношение одежды с леопардовыми принтами -- не только признак дурного вкуса, но и намек на поклонение Сатане? А еще про Печать Антихриста и число 666, в общем, не заскучаете.





В предыдущий раз мы остановились на том, что Жена, облеченная в солнце, сбежала, а гнавшийся за ней демон остался на земле. Напомню, что это был за гибрид -- Великий Красный дракон с 7-ю головами и 10 рогами, хвостом сбивший звезды, он же Сатана, он же Дьявол. Эти детали экстерьера напоминаю, чтобы не запутаться, потому что в этой главе инфернальный зверинец будет увеличиваться, ошибиться станет легко.

На литографии мексиканского экспрессиниста Руфино Тамайо;
в прошлый раз забыла поставить ссылку на цикл его Апокалипсиса (1959), энджой.



Про Красного дракона освежили в памяти, теперь продолжаем.

***

Глава 13 (современный перевод)

1 Я увидел, что из моря поднимается зверь с десятью рогами и семью головами, на рогах у него десять корон, а на голове кощунственные имена.

И вот в Книге появляется новое чудовище. Как и у Дракона, у него 7 голов и 10 корон, поэтому визуально их иногда можно спутать, если художник не был тщателен в передаче цвета. Семь голов, как в будет объяснено прямым тектом в одной из других глав Книги, обозначают 7 неких царей, по всей видимости, римских императоров. Имена на коронах - это богохульные, оскорбляющие христиан титулы этих императоров, типа Божественный.
Augsburger Wunderzeichenbuch, Ок. 1552


2 Зверь, которого я увидел, походил на леопарда, ноги у него были как у медведя, а пасть как у льва.

Зверь этот составлен из 4 животных, явившихся в видении пророку Даниилу. Там отдельно были медведь, барс, лев, и некое "четвертое животное", символизировавшие врагов евреев, соответственно Мидию, Персию, халдейскую и эллинистическую империю. А этот новый зверь -- гибрид, логично предположить, что это Римская империя.
Джусто де Менабуои. Фреска в Падуанском баптистерии, 14 век



Дракон дал ему свою силу, престол и великую власть.

Вот в кадр опять возвращается Красный Дракон. Автор этого рисунка, в отличие от примеров выше, изображает 7 голов Зверя из моря (он же "Первый зверь") не раздельно, а кучкой. Наверно, чтобы не было похоже на Дракона напротив.
Сила и власть, которую Дракон дает Первому зверю, традиционно изображается в виде скипетра.

Гобелен "Анжерский Апокалипсис", 14 век


3 Одна из его голов казалась смертельно раненной, но эта смертельная рана исцелилась.

А вот здесь головы у Первого Зверя опять врассыпную, а-ля Змей Горыныч. Он слева, а Дракон напротив, протягивает скипетр. Отличать их, если поднапрячься, можно так: у Зверя должны быть леопардовые пятна на шкуре и медвежьи лапы, т.е. это теплокровное в принципе. А Дракон, даже если он и не красным нарисован -- рептилия, с чешуей, и ему положены крылья.
Смертельно раненая голова Зверя, которая излечилась -- комментаторам вообще непонятно что обозначает. Есть версия, что это Нерон, который умер, а потом прошел слух, что он воскрес.
Фрагмент гобелена (Испания)



Вся земля в восторге пошла за зверем.

Первый Зверь вылезает из моря, которое накрывает его будто одеялом. Напротив люди, почтительно склоняющиеся и воздающие ему хвалу.
Василий Корень. "Библия для бедных", 1690-е



4 И поклонились люди дракону, потому что он дал власть зверю,

Здесь Дракон и Зверь совсем не похожи. Люди поклоняются обоим.
Беатус Факундус, 1047



и поклонились зверю, говоря:
— Кто может сравниться с этим зверем и кто может сразиться с ним?

Тут Дракон (по церковнославянски Змий) вообще одноголовый.
Старообрядческая рукопись, Elizabeth Day McCormick Apocalypse, 17 век



5 Ему дано право изрекать надменные и богохульные слова, и ему дана власть на сорок два месяца.

Здесь опять волшебное число, кратное тем срокам, о которых мы говорили в предыд. главах ("время, времена и полвремени"). Автор вообще обожал цифры и их символику, что заметно.
Первый Зверь изображен восседающим на троне, в окружении подданых.
Апокалипсис герцога Савойского, 1430-е



6 Он открыл свою пасть, чтобы произнести хулу на Бога — хулу на имя Его, на Его жилище и на обитателей неба.

Вот он опять сидит на троне. Тут сильно заметны леопардовые пятна. Короны на рогах обозначены забавными золотыми мячиками. В правом верхнем углу видите треугольник высовывается? Это низ мандорлы -- ромбовидного нимба, в котором восседает Бог, на которого как раз возносят хулу.
Апокалипсис, 13 век (Англия)



7 И было ему дано право сразиться со святым народом Божьим и победить его. И дана ему была власть над всяким родом и племенем, наречием и народом.

Первый зверь нападает на верующих (один вообще епископ, судя по шапке). Интересно решена проблема голов -- одна сделана главой, а остальные рудиментарными.
Йоркский собор, 16 век



8 Ему поклонятся все жители земли, имена которых не вписаны в книгу жизни Ягненка, предназначенного в жертву прежде, чем создан был мир.

Важно, что Первому зверю, который как бы дьявол (толкования разные), поклоняются только те, которых в предыд. главах не пометили к спасению путем внесения в списки (книгу Агнца) и нанесения на лицо печати. То есть Зверю поклонятся неверующие, не христиане. Эта иллюстрация подчеркивает, что властьимущие -- как раз из них, и они не спасутся.
Иллюстрация ХХ века.



9 У кого есть уши, пусть услышит! 10 Кому — в плен, того уведут в плен. Кому — от меча погибнуть, тот от меча погибнет. Этим святой народ Божий призывается хранить стойкость и верность!

Это парафраз сначала Иеремии, а во второй части слов Христа. Книга Откровения вообще сквозными цитатами наполнена.
Макс Бекманн. "Имеющий уши да слышит" (1941)


11 Затем я увидел другого зверя, выходящего из земли.

А вот появляется второй главный антагонист Книги -- Зверь из земли, он же Второй зверь, также называемый Лжепророком. Возможно, это Антихрист, но это толкование не единственное.
Первый зверь -- в правой части, вылазит из моря, а Второй зверь напротив, слева, вылезает из расщелины в почве.
Лютеровская библия, 1530-е



У него было два рога, как у Ягненка, но он говорил, как дракон.

В общем, Первого зверя от Второго отличить элементарно, по количеству голов. У Второго всего одна. И вообще, это второстепенное лицо, адъютант, так сказать. В описании Второго зверя автор не особо разошелся, поэтому художники точно были уверены только про два рога, а прочее сильно варьировали.
То, что у него рога Агнца -- обозначает, что этот Зверь является пародией на Агнца=Христа. Фраза "говорил, как дракон", возможно, обозначает "как змий", т.е. как Змий-Искуситель, сладко и неотразимо. 

Liber Floridus, 16 век


12 Он действует со всей полнотой власти первого зверя от его имени и заставляет землю и ее жителей поклониться первому зверю, чья смертельная рана исцелилась.

Во второй части этой главы именно Зверь из земли совершает все активные действия. Возможно, Иоанн под его видом вывел некого своего врага, проповедника плохого культа, который тогда работал в Малой Азии (одного из тех, на кого он ругался в первых главах).
Здесь достаточно человекообразный Зверь из земли сидит на пригорке, а Зверь из моря внизу. Люди ему молятся.

Миниатюра из Апокалипсиса 1290 года


13 Он совершает великие знамения: низводит на глазах у людей огонь с неба на землю 14 и вводит жителей земли в обман знамениями, которые ему дано совершать от имени зверя.

На этой картинке мы снова возвращаемся к сюжету, описанному выше -- Первый зверь выходит из моря, а люди ему поклоняются. Зато теперь мы знаем, о чем дополнительные детали -- на горизонте появлятся рогатый Второй зверь, а над головой у него облако, из которого исходят всполохи пламени. Этот огонь -- знамения, которыми Второй зверь пугает людей от имени Первого зверя.
Библия Цвингли, 1531


Он приказал им сделать изображение в честь зверя, которого ранили мечом, но он снова ожил.

Рогатый Второй зверь изображен внизу, у подножия колонны, на которой по его приказу поставлено изображение, идол Первого зверя. Ему молятся неверные. В небесах -- изображен настоящий Агнец, которому поклоняются христиане.
John Steczynski, Boston College. Apocalypse: Meditations on the Visions of John 1996-1997.

Professor John Steczynski, Boston College. Apocalypse: Meditations on the Visions of John  1996-1997

15 Ему дано было вдохнуть жизнь в изображение зверя, чтобы это изображение говорило и убивало тех, кто не поклонялся изображению зверя.

Слева "золотая" статуя Первого зверя стоит на алтаре, ему молятся. Второй зверь тут окончательно приобрел вид античного сатира или фавна, известного христианам по уцелевшим произведениям античного искусства. Сообственно, все рогатые чудовища масс-культуры -- и есть потомки козлоногих спутников Диониса, веселых пьяниц и насильников, превращенных христианством в злодеев.
Справа мечом избивают тех, кто отказался поклонятся: собственно, как и было с христианами, которые отказывались признавать римских императоров богами.
Миниатюра из Апокалипсиса, 1420



16 Он принуждает всех — малых и великих, богатых и бедных, свободных и рабов — поставить клеймо на правую руку или на лоб 17 и требует, чтобы никто не имел права ни покупать, ни продавать, если нет на нем клейма: имени зверя или числа его имени.

Второй зверь ставит на лоб и руку людям Печать антихриста, она же Число зверя. Люди выстроились в очередь.


18 Здесь нужна мудрость: человек сообразительный пусть вычислит число зверя. Это число человека, а число его 666.

Тут оба Зверя имеют не стандартный облик, а порожденный фантазией художника. Этот вид чудовищ станет традиционным для 20-21 веков, правда, совсем в других жанрах. Сверху с крыльями -- это Дракон. Второй зверь угадывается лежащим на земле в профиль.
Уильям Блейк. "Число зверя". 1805



Глава 13 (синодальный перевод)

1 И стал я на песке морском,

Это кусок стиха, который в Синодальном и других классических переводах оказался по ошибке, в самых ранних рукописях принадлежит к предыдущей главе и относится к Дракону, а не к Иоанну.
Chris Koelle. Комикс


и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.

Что Ктулху и прочие морские чудовища имеют отношения к этой же теме, рождения из морской стихии -- я рассказывала в прошлый раз.
Gebhard Fugel, 1933



2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва;

"Барс" -- старинное слово для обозначения леопарда.
Rodney Matthews.
Rodney Matthews - The Beast out of the Sea.jpg

и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

Уильям Блейк. "Дракон и Зверь из моря". 1805.
Дракон -- это который сверху, я долго вычисляла, да.



3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела.

Собственно, поразглядывайте эту гравюру, где понапихано многое из этой главы: Первый зверь, одна из голов которого явно не здорова, поклоняющиеся ему люди, Второй зверь, вылезающий из земли, облака, откуда по его приказу падает огонь.
Дюрер, 1498



И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,

Витраж Сен-Шапель, фрагмент окна-розы


4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?

Короны-диадимы на головах Первого зверя обозначены золотыми кружочками. С неба падает огонь, по приказу Второго зверя, изображенного в этой же миниатюре. Здесь это почти привычный нам дьявол, видите -- справа, с синей шерстью, в красном плаще. Он тычет палкой в облако.
Douce Apocalypse, 14 век


5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

Karl Rössing (1946/47)


6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.

Редкий пример обращения к сюжету в искусстве Нового времени. Увы, очень маленький размер. Внизу, я так подозреваю, Жена, облеченная в солнце с младенцем на руках из предыд. главы.
Бенджамин Уэст. "Зверь, выходящий из моря", 1797



7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.

Возможно, имеется в виду та власть истреблять христиан, которой обладали римляне.
Фламандский Апокалипсис, 15 век, фрагмент миниатюры


8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

Православная фреска в Афонском монастыре


9 Кто имеет ухо, да слышит. 10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.

11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.

Chris Koelle. Комикс


12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; 13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.

Это неправильная картинка, у Первого зверя крылья и когти рептилий. Таких изображений, где Первый зверь и Дракон обменялись частями цвета и мастью достаточно часты.
Лютеровская библия, 1530-е



14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.

Здесь Второй зверь, сидящий на пригорке, изображен не как животное, а скорее как человекоподобный Лже-Пророк. При этом рогов у него 7, как у настоящего Агнца. Слева, у ног Иоанна, убивают тех, кто отказался поклониться изваянию (образу) Первого зверя.
Гобелен "Анжерский Апокалипсис", 14 век



15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

Тут Второй зверь вообще как человек, т.е. однозначно это Антихрист. Коленопреклоненными изображены земные цари, идол Первого зверя на колонне в углу.


16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, 17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

Второй зверь - Лже-Пророк, он притворяется священником, и поэтому одет в рясу. Обряд, который он совершает - это пародия над помазанием 144 тыс. истино верующих, которое было в предыд. главах.


18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

У числа 666 куча самых разных истолкований, из которых самым правдоподобным считается в пересчете на семитскую азбуку-цифры "кесарь Нерон", хотя всплывают версии и про Наполеона, и про Обаму...
The Number of Man, a 1977 painting by Carle Hessay


Картотека персонажей увеличивается.

17. Beast from the sea.JPG 18. Beast from the earth.JPG

ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩУЮ ПЯТНИЦУ



Tags: апокалипсис порционно
Subscribe

Posts from This Journal “апокалипсис порционно” Tag

  • 137 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 137 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author

Posts from This Journal “апокалипсис порционно” Tag