Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Подсмотренные пейзажи

Где в мировом искусстве найти пейзажи, написанные еще до изобретения отдельного пейзажного жанра? За плечом у обливающейся кровью полуобнаженной красотки, разумеется!
Изучаем картины 16 века.



В живописи существуют, как известно, разные жанры. Они возникали не одновременно, а с разной скоростью.
Грубо обобщая, дело было так: раньше всех появились религиозные картины, потом к веку 15-му из них вылупился самостоятельный портрет (из портретов меценатов-донаторов у ног Мадонн или Христа).


"Уилтонский диптих", 1390-е.
Это портрет короля Ричарда II -- он стоит на коленях. Остальные люди на картине -- не люди.



Отдельный пейзаж появился еще позже -- даже в 16-м веке это, в основном, задники религиозных или мифологических картин. Отдельно в этом столетии он встречался только у редких гениев, очень крутых мастеров, типа Дюрера или Альтдорфера.
Только в 17-м веке начали в обилии появляться привычные нам пейзажи, без людей, занятых какой-либо деятельностью, которая бы "оправдывала" бы создание картины.

Иоахим Патинир. "Харон, переплывающий Стикс". 1520-е.
Хотя "чистых" пейзажей у Патинира практически и не найти, тем не менее, он считается, одним из "отцов основателей" жанра.



Когда глаз зрителя привык к самостоятельному жанру, знатоки начали собирать пейзажные картины, причем порой достаточно варварскими способами, например, вырезая красивый кусок из старомодного религиозного полотна.

Лоренцо Лотто. "Мистическое обручение св. Екатерины". 1523 год.
Пейзаж в окне над головами персонажей был таким красивым, что в 16 веке (?) во время разграбления итальянского города, где картина находилась, какой-то "знаток" вырезал этот фрагмент и увез с собой.



Если интересно, могу как-нибудь рассказать об эволюции пейзажного жанра подробнее, но мы сейчас займемся иным делом, примерно тем же, что и вандал, разрезавший картину Лотто.
Только благодаря технологиям 21 века никакого вреда от этого не будет.

Итак, был такой великий художник 16 века Лукас Кранах Старший.

Самостоятельных пейзажей он не писал, потому что в его эпоху это было еще не в тренде. Зато сильно обожал тему "Самоубийства Лукреции" (о которой я вчера рассказывала в рубрике "омерзительное искусствоведение").
Ну и раскупали эти ню очень бойко.

Сохранилось более 30-40 картин на эту тему, написанных им, а также его родственниками и учениками. Они достаточно однообразны: полностью эпилированная средневековая красотка вонзает в грудь свою кынжал.



Но в некоторых из этих "Лукреций" сзади не  нейтральный однотонный темный фон.
А окошко.


Давайте заглянем в эти окошка и убедимся, что Кранах, на самом деле, отличный пейзажист.





Хорошие обои для мобилы.








Причем пейзажи, скалы и замки, в отличие от фигур девиц, сильно различаются.

А вот из этой картины я ничего вырезать не стала, любуйтесь так.



Tags: кусочек
Subscribe

Posts from This Journal “кусочек” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 127 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “кусочек” Tag