Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Гентская выставка и дама червяков



Мы имеем уникальную возможность в режиме реального времени наблюдать за тем, как разворачивается крупный европейский арт-скандал, причем на материале русского искусства. Вот новая серия этого реалити-шоу (первая часть тут).

Напомню, после первой волны скандала гентский музей, минкульт Фландрии и коллекционеры Игорь и Ольга Топоровские, «как жест доброй воли», решили отдать 5 работ из 24 на экспертизу. Выставка, тем не менее, продолжала висеть, тем более что шум способствовал ее популярности. Поток русских туристов, решивших завернуть в Гент, судя по соцсетям, резко увеличился. И разве для кассира важно, что те из них, кто разбирается в искусстве, делали это (цитата) «чтобы чисто поржать».

То, что картины эти «русские», дает нам, как зрителям шоу, преимущества: некоторая информация всплывает у нас раньше и факты проще проверять. Вот пример:

филолог Дмитрий Сичинава взглянул на слова, начертанные в дореформенной орфографии на гентской картине за подписью Розановой, и сразу увидел в 9 буквах 3 ошибки: вместо «съ увѣдомле…» на картине написано «с уведомлѣ…». В российской The Art Newspaper мы прочитали статью Натальи Шкуренок с попытками проверки утверждений Топоровского в тот ж день, когда разгорелся скандал. Когда же две недели спустя англоязычная версия The Art Newspaper опубликовала новый материал (автор Саймон Хьюитт), он произвел на Западе эффект взорвавшейся бомбы. А русский читатель обнаружил в тексте лишь несколько новых фактов – остальное он уже знал из статьи Шкуренок.

Кратко пересказываю новые мелочи: например, некий художник в 2013 году продал полсотни «авангардных» картин по 1,5 тыс. евро Топоровскому и некоему галеристу. Ученые, которых Топоровский назвал в числе своих будущих помощников при создании музея, открестились от этих планов. На «розановой» разглядели несуществующую марку, и т.п.

Из самых запоминающихся открытий статьи Хьюитта – эпизод с каталогом Харьковского музея. Претензии же связаны и с отсутствием документов об истории бытования картин. И вот Топоровский вроде бы начал предъявлять какие-то бумаги. Но лучше бы он этого не делал, честное слово...

8a9ee5da-13b5-441e-bc5a-ae4800fd05e6.jpg f57ef94f-09c2-46d6-a1df-93978379265f.jpg

Предъявленный им каталог выставки 1992 года в Харьковском художественном музее должен был доказать подлинность картины Гончаровой «Евангелисты» из Гента (плюс невыставленного полотна Розановой «Дама червей»). Журналисты же сделали совершенно непредсказуемый, рисковый, хитроумный шаг. Они позвонили в Харьковский музей и послали туда фото каталога.

ЧИТАТЬ МОЮ КОЛОНКУ ДАЛЬШЕ на сайте "Культуромания"

Tags: art & crime - ГЕНТ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →