Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Древнеегипетские руины в Москве. Которым на глазах становится хуже

А посмотрите, какой ужас творится с этим замечательным зданием в стиле ампир -- частью усадьбы Влахернское-Кузьминки, которая когда-то принадлежала Голицыным.
Совершенно замечательная вещь, этот Египетский павильон -- в стилистике, которой так любили играться перед наполеоновскими войнами.
Но рассыпается прямо на глазах, и бомжи там небось живут.

21149994_1656464257729654_6722499871232731500_n.jpg
21032833_1656464567729623_7668049705358848499_n.jpg
Сама усадьба (но не этот флигель) ныне является филиалом "Музея Москвы" (который в Провиантских складах на Зубовском), но естественно, у музея нет таких миллионов, чтобы привести это чудо в порядок, снова сделать из него игрушечку. А мэрия денег на это не даст, у нее своих дел полно, и куда потратить (хотя еще Лужков обещал спасти).

Но все никак не спасают. Все разрушается и разрушается.

Так что посмотрите фотографии. И насладитесь этим ампиром, который бывает не только а-ля Наташа Ростова, но и вот такой удивительный.


21151198_1656463747729705_5609394298164355688_n.jpg21106881_1656464154396331_4670766114498778405_n.jpg
21106873_1656463941063019_8915416793017706001_n.jpg
Подробно читайте в википедии про египтизирующий стиль, а вот кусочек описания, что это за архитектурный изыск такой.

Характерной чертой стиля ампира является набор декоративных элементов, заимствованных из предшествоваших художественных эпох. Особенной популярностью пользовались древнегреческие и древнеримские мотивы, однако также использовались этрусские и ренессансные темы. Древнеегипетское искусство также вошло в список источников вдохновения. Всеядный ампир использовал египетские мотивы (цветки папирусов, лотосы, пальмы, сфинксы, головы фараонов, скарабеи, кобры, иероглифы и т. д.)

Внимание к египетскому искусству у французских мастеров (создателей ампира) было связано с интересом к нему древних римлян — которых Франция держала за образец, а также с тем, что во время Египетского похода Наполеона 1798—1801 годов во Францию попало множество древних произведений. Наполеон не снискал себе там триумфа — в отличие от 175 французских учёных, которых он привёз в своем обозе, и которые активно воспользовались возможностью задокументировать или увезти памятники, в том числе Розеттский камень. После их возвращения в современной Европе впервые оказались настоящие, а не опосредованные «египетские» вещи в таком количестве, и египтомания захлестнула мир, сменив увлечение предыдущего поколения «китайщиной». «Во Франции египетские мотивы стали частью патриотической символики. Они использовались при строительстве объектов, для прославления военного гения Бонапарта».

Книгами образцов для тех, кто желал следовать моде, стали 22-томное «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» (фр. Voyage dans la basse et la haute Egypte, 1802—1813) Доминика-Вивана Денона и 24-томное «Описание Египта» (1809—1813) Франсуа Жомара. Денон, став директором Лувра и Севрской мануфактуры, оказался влиятельной фигурой в насаждении вкусов. Издание Денана стало источником вдохновения для нескольких поколений художников и декораторов. В 1809 г. также был опубликован альбом гравюр «Египетские памятники» англичанина У. Р. Хэмилтона. (Англичане оправдывали свою египтоманию Битвой на Ниле, где Нельсон разбил Наполеона).

21034439_1656463447729735_6800725893407073083_n.jpg

А вот свежая статья про то, что это за здание и почему пора бить во все колокола.

В египетском стиле, который пришел в Европу вместе с солдатами и учеными, побывавшими вместе с Наполеоном на берегах Нила, швейцарцы — отец и сын Жилярди построили в 1813—1815 годах в «Кузьминках» знаменитую на всю Москву «Померанцевую оранжерею». Здесь когда-то росли апельсины и гранаты, удивлявшие всех арбузы и другие фрукты. Но главное было, конечно, не в том, что подавали к столу князя С.М. Голицына. Источники разнятся: то ли по проекту Воронихина, то ли по собственному вкусу архитекторы Жилярди создали внутри пространства оранжереи восхитительную имитацию древнеегипетского храма. Роскошные композитные капители колонн, восходящие к подлинным колоннам египетских храмов III—I вв. до новой эры, богато расписанные потолки, на которых в геометрических фигурах перед зрителем предстают образы египетских божеств, царей и священных животных, обрамленные вереницами иероглифов. В центре — уникальная, не имеющая аналогов двенадцатирожковая люстра: священные кобры, цветы водяных лилий, вновь иероглифы, крылатые солнечные диски и пальмовые ветви. Часть тончайших лилий, в которых были лампы, вывернута и искорежена вандалами. Чуть позже, в 1836 году, был возведен и обеденный «Египетский павильон», также находящийся совсем в плачевном состоянии.


Ничего подобного нет ни в Москве, ни в Петербурге, где есть несколько памятников «египтизирующей архитектуры», но все они были созданы много позже. Казалось бы, ценнейший памятник, имеющий огромное значение не только для русского, но и в целом для европейского искусства, должен был бы превратиться в популярный музей и гордость Москвы, однако его судьба сложилась иначе. В начале XX века здесь расположились Голицынские сельскохозяйственные курсы, а потом, видимо, за неимением более подходящего помещения — Институт экспериментальной ветеринарии, который не только изуродовал территорию усадьбы, но и оставил после себя малоприятное воспоминание в виде скотомогильника.


_MG_8014_новый размер.jpg
_MG_8010_новый размер.jpg

И вот реалии наших дней: от потрясающих египетских царских ликов отваливаются куски, полы сгнили и проваливаются в подвал, изысканные капители колонн по-прежнему держат потолок, который вот-вот обрушится, несмотря на то, что его грубо подперли брусьями, даже не пропитанными противопожарными средствами: видимо, все-таки владельцы здания понимают, что если оно рухнет, будет колоссальный скандал. Уникальные росписи начала XIX века, имитирующие убранство египетского храма, осыпаются и обваливаются кусками. Накренившаяся бесценная люстра вот-вот рухнет вниз.

_MG_8003_новый размер.jpg

«И Египетский павильон, и «Померанцевая оранжерея» — уникальны и чрезвычайно ценны, — сообщил ИА REGNUM историк Михаил Коробко, автор фундаментальной монографии об усадьбе «Кузьминки-Влахернское». — Это самый старый египетский интерьер в Москве, и, более того, единственный сохранившийся подлинный, бесценный интерьер сильно пострадавшей усадьбы «Кузьминки». Неизвестно точно, лежал ли в основе павильона проект А.Н. Воронихина или же это проект отца и сына Жилярди, однако это никак не влияет на ценность чудом сохранившегося роскошного здания. Интерьеры, к счастью, не были повреждены неумелыми реставрациями в советское время: ограничились лишь тем, что капители египетских колонн в оранжерее покрыли бронзовой краской. Павильон был в упадке уже в 1990-х, то есть тогда, когда находился в ведении Института экспериментальной ветеринарии. «Померанцевая оранжерея» была в отличном состоянии вплоть до вывода института из здания, до такого состояния прекрасный, знаковый памятник архитектуры довела банальная бесхозяйственность. Сейчас ситуация критическая и требует срочного вмешательства властей».

_MG_7979_новый размер.jpg
_MG_7970_новый размер.jpg

Как удалось установить, здание «Померанцевой оранжереи», которое является гордостью Москвы, пустует и гибнет уже давно. Ветеринары покинули ее в 2001 году. В 2004 году мэр Москвы Ю.М. Лужков принял решение о незамедлительной реставрации уникальных памятников, однако она так и не была проведена. Оба они — и павильон, и оранжерея находятся в федеральной собственности, право хозяйственного ведения принадлежит ФГУП организации социальной сферы «Управление служебными знаниями» (ФАНО России»). Распоряжение Правительства Москвы от 02.10.2007 г. №2177-РП, в соответствии с которым предполагалась передача в собственность города Москвы объектов усадьбы, находящихся в федеральной собственности, не выполнено.

«Потеря этих уникальных памятников станет для Москвы подлинной трагедией, — говорит известный египтолог Виктор Солкин. — Архитектурное решение, скульптура, интерьеры Египетского павильона и «Померанцевой оранжереи» — уникальны и могут быть гордостью любой европейской столицы. Россия всегда тяготела к востоку, просвещенная московская публика зачитывалась «Хождениями» путешественников в Египет и Индию, а первый русский паломник побывал на берегах Нила задолго до европейцев, в 1370 году. Именно поэтому модная «египтомания» охватила просвещенную Россию, всегда интересовавшуюся истоками цивилизации и культуры, очень рано. Египтизирующие памятники «Кузьминок» — один из старейших примеров египтомании в искусстве Европы, выполнены с привлечением ряда узнаваемых и выдающихся образцов древнееегипетской архитектуры. Они хорошо известны за рубежом, их разрушение стало бы непоправимым ударом по международному имиджу обновляющейся Москвы в самых разных кругах специалистов и самой широкой общественности. Самое важное — понимать, что ничего подобного в Москве больше нет. Потенциальная утрата будет невосполнимой». ( Ольга Шамшонкова https://regnum.ru/news/cultura/2314407.html)

_MG_8021_новый размер.jpg
_MG_7966_новый размер.jpg
_MG_7962_новый размер.jpg
_MG_7953_новый размер.jpg
_MG_7948_новый размер.jpg

21151638_1656463821063031_4324026219616203441_n.jpg
21150267_1656463504396396_3796111550879340800_n.jpg
21150264_1656463404396406_8649786834606755620_n.jpg
21150261_1656463711063042_5376261947723004665_n.jpg

21149968_1656463667729713_2550473000880969551_n.jpg
21106909_1656464127729667_8872109475775445816_n.jpg
21106893_1656464284396318_7391043584565288583_n.jpg

21106833_1656463541063059_399928617914343876_n.jpg
21106657_1656463414396405_2198737833873680152_n.jpg
21106647_1656463484396398_4531562042954720274_n.jpg
21106382_1656464461062967_6693568158924875843_n.jpg
21105867_1656463707729709_555209843257449667_n.jpg
21105720_1656463451063068_6502112505348828921_n.jpg21105724_1656463854396361_4957861407906276340_n.jpg
21105719_1656490161060397_6576480177866335043_n.jpg
21105415_1656464514396295_5791662159699520442_n.jpg
21105538_1656490157727064_5830545979895615233_n.jpg
21105505_1656463591063054_1635232529947380752_n.jpg
21105417_1656464507729629_8690812582393277174_n.jpg
21078846_1656464337729646_1380470137846821023_n.jpg
21078836_1656464041063009_4852177999279009540_n.jpg
21078718_1656464097729670_2784083727700254062_n.jpg
21078527_1656463894396357_1944593851559257504_n.jpg
21078408_1656464007729679_5753445906281522810_n.jpg
21078395_1656464151062998_2189891876177113527_n.jpg
21077656_1656463787729701_1709619766286224561_n.jpg
21077520_1656463661063047_5899885334803632782_n.jpg
21077342_1656464444396302_7482462748461398735_n.jpg
21077304_1656464387729641_9194094819303035362_n.jpg
21077303_1656464231062990_8845130585240040404_n.jpg
21077300_1656463687729711_3207273279880239758_n.jpg
21077271_1656464291062984_5079215113185048876_n.jpg
21034724_1656463931063020_987231749239041446_n.jpg
21034673_1656463987729681_2231657347059716015_n.jpg
21034560_1656463634396383_4165805972043075052_n.jpg
21034523_1656464591062954_7422626573955722055_n.jpg

21034430_1656464094396337_6490331210966652404_n.jpg
21034363_1656464061063007_8537778341292347250_n.jpg
21034337_1656463801063033_52810782312310263_n.jpg

21032881_1656463967729683_7281327682538365917_n.jpg
21032876_1656464594396287_6907267373059041202_n.jpg
21034320_1656463397729740_6027191065413074655_n.jpg

Авторы фото - Людмила Тишкина и Светлана Овчаренко


Tags: архитектура, древний восток
Subscribe

Posts from This Journal “архитектура” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “архитектура” Tag