Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Дневник Матильды Кшесинской о романе с Николаем II - какие доказательства подлинности?


Тут, товарищи, газета "Московский Комсомолец" начала эксклюзивную публикацию уникального документа.
В фондах московского Театрального музея им. Бахрушина ВНЕЗАПНО нашелся дненик знаменитой балерины о романе с наследником престола.
Причем история их обретения музеем такая вся авантюрная, прямо как я люблю.
Обратите внимание на то, что я выделяю жирным.



Цитата из статьи:

"По словам сотрудников музея Бахрушина, история появления в его фондах этих дневников напоминает настоящий детектив. Когда в 1918 году революционно настроенная толпа устроила погром особняка Кшесинской в Петрограде, нашелся человек, который сумел спасти ее домашний архив. Имя этого человека так и осталось неизвестным, однако главное, что он был знаком с Владимиром Александровичем Рышковым... (...)

Владимир Александрович взял несколько тетрадей с дневниковыми записями Матильды, охватывающими период с 27 ноября 1886 года по 23 января 1893 года, черновики писем к Николаю и тщательно скопировал значительную их часть — ту, которая относится ко времени возникновения и развития романа балерины с наследником. Представляете — город охвачен революционной смутой, а он день за днем расшифровывает и переписывает аккуратным почерком десятки страниц! При этом скрупулезно воспроизводит даже все помарки, зачеркивания, исправления, которые были сделаны когда-то самой Матильдой... (...) сдержать свое обещание и вернуть уже переписанные дневники знаменитой балерины тому таинственному хранителю, у которого он их взял на время, Рышков не смог. В итоге тетради с дневниковыми записями Матильды Феликсовны (...) оказались в Бахрушинском музее. Кто и когда их сюда передал, доподлинно неизвестно. Как рассказали сотрудники музея, на протяжении долгих лет архив Кшесинской, хранящийся в фондах, был мало востребован. (...) Так что «МК» оказался фактически первопроходцем в попытке их хотя бы частично опубликовать".

То есть, вы понимаете, в фондах музея, внезапно прямо перед скандальной премьерой фильма, нашелся неопубликованный за целые 100 лет шикарнейший дневник, доказывающий, что Николай II действительно ебал хор занимался сексом вне брака. Никого он не интересовал до этого, да, ни одного российского историка?
Причем нашелся в целых двух экземплярах, написанный женским почерком (Матильды), а если кому почерк не понятен, то вот рядышком список/копия, где все тоже самое крупно и разборчиво написано.

Еще цитата из статьи: "После знакомства с дневниками стало ясно, что многие события в этой лав стори происходили иначе, чем описывала их впоследствии сама Кшесинская в мемуарах, кроме того, в ее позднейших воспоминаниях отсутствует масса интересных подробностей развития романа".
Действительно, когда Кшесинская писала мемуары, она наверно и забыла о таких пустяках, как подробности романа с императором, легко же так перепутать, у нее столько их было, таких Никки...

В общем, чтобы лично я, человек: а) с высшим историческим образованием; б) прочитавший об огромном количестве подделок -- поверила в подлинность этих дневников, подайте мне плиз:

  • графологическую экспертизу

  • фамилию хранителя, научного сотрудника, занимающегося этим архивом в музее

  • пожалуй, интервью с ним

  • и что-нибудь, доказывающее существование этой единицы хранения в музее, скажем, до 1991 года

  • упоминание в каких угодно научных статьях о существовании данного документа.

Окей, не исключаю, что все это реально существует, но просто журналисты "МК" понятия не имеют, как подавать научно-исторические сенсации. А Бахрушинский музей?

Текст дневника, публикуемый "МК" читайте ниже (один кусочек, остальное они обещают выкладывать постепенно):

Пятница, 23 марта 1890 г.

Состоялся наш школьный спектакль. У меня был голубой костюм, я надела свои цветы, ландыш, костюм вышел очень изящный.

Наконец приехали Государь и Государыня, Наследник. Все бросились к дверям, и я тоже, но осталась позади всех: мне не хотелось толкаться, я знала, что еще увижу Их Величеств.

После спектакля вся Царская фамилия осталась с нами ужинать. Мы сговорились просить Государя сесть за наш стол. Наследник, что-то сказав, сел возле меня. Мне было очень приятно, что Наследник сел возле меня.

Наследник тотчас обратился ко мне и очень меня хвалил. Он меня спросил, кончаю ли я в этом году училище, и, когда я ему ответила, что кончаю, он добавил: «И с большим успехом кончаете!» Когда Наследник заговорил с Женей, я незаметно могла его разглядывать. Он очень понравился, и затем я уже разговаривала с ним кокетливее и смелее, не как ученица.

Среда, 4 июля

Первая поездка моя в Красное Село была удачна. Наследник приехал на тройке с казаком. Я была в восторге, что он приехал.

[В балетном отделении концерта] я танцевала польку из «Талисмана». Костюм у меня был цвета сомо и мне к лицу. Скажу откровенно, что перед началом я ужасно боялась, ведь это был мой первый дебют в Красном Селе, но, как только я вышла на сцену, страх мой исчез, и танцевала с увлечением. При каждом удобном случае я взглядывала на Наследника.

Наследник и В.А. (великий князь Владимир Александрович — Авт.) смотрели на меня в бинокль. Итак, первый спектакль был для меня удачен: я имела успех и видела Наследника. Но это только для первого раза достаточно, затем, я знаю хорошо, что мне этого будет мало, я захочу более, такой у меня характер. Я боюсь себя.

Пятница, 6 июля

Я знала, что сегодня была очень интересная, костюм на мне красивый, танцую я изящное и кокетливое pas de deux, что все это взятое вместе может произвести приятное впечатление на всех вообще и на Наследника в частности.

Раскланиваясь, я встала в первую кулису против царской ложи. В.А. и Н. (наследник. — Авт.) навели на меня бинокль, затем немного погодя Наслед. опять навел на меня бинокль и, наконец, в третий раз навел на меня бинокль, когда танцевали последнее pas. На этот раз он очень долго смотрел на меня, я смотрела в упор.

Едва занавесь опустилась, как мне стало ужасно грустно. Я пошла в уборную к окну, чтобы еще раз увидеть его. Я его видела, он меня — нет, оттого что я встала к тому окну, которого не видно снизу, если не оглянуться, когда отъезжаешь от царского подъезда. Мне было обидно, я готова была заплакать. Я верно сказала, что с каждым разом я буду хотеть большего.

Вторник, 10 июля

Ложа наша [в красносельском театре] была в бель-этаже на середине, так что прелестно было видно всю Царскую фамилию и в особенности Наследника. В антракте перед балетным дивертисментом я пошла с Юлей (Юлией Кшесинской, старшей сестрой и тоже балериной — Авт.) на сцену; у меня было предчувствие, что Великие Князья придут сегодня на сцену.

Я смотрела на Наследника. Он стоял один в кулисе, ему, по-видимому, было неловко, он немного отошел назад и встал с Георгием (великим князем Георгием Михайловичем — Авт.).

Я все ближе и ближе подходила к Наследнику, мне ужасно хотелось, чтобы он со мной заговорил, мне отчего-то казалось, что и ему хочется заговорить, но что он не решается, и, вот когда я хотела сделать решительный шаг, ко мне подошел В.А. Так мне и не пришлось поговорить с Н.

Когда я с Юлей шли в ложу, то мы встретили на лестнице Волкова (одного из сослуживцев цесаревича по гусарскому полк. — Авт.). Он мне сообщил, что я очень нравлюсь Наследнику, что он в восхищении от моего pas de deux, которое я танцевала последний раз.

Вторник, 17 июля

...Я пошла в свою уборную. Я еще издали [в окно] увидела тройку Наследника, и необъяснимое чувство охватило меня. Наследник приехал с А.М. (великим князем Александром Михайловичем — Авт.), подъезжая, он посмотрел наверх, увидел меня и что-то сказал А.М. Он, вышедши из тройки и поздоровавшись со всеми бывшими на подъезде, встал туда, откуда было видно мое окно, следовательно, и меня. Мне стало понятно, что он встал сюда для меня. Он почти не переставал смотреть на меня, а я на него и подавно.

Я пришла на сцену в антракте. Наследник был близко меня, он все время на меня смотрел и улыбался. Я смотрела ему в глаза с волнением, не скрывая улыбки удовольствия и минутного блаженства.

Развитие наметившихся было взаимных симпатий двух молодых людей затормозилось на долгое время. В октябре 1890-го Николай по воле отца, императора Александра III, отправился в продолжительный вояж на крейсере «Память Азова» вокруг половины земного шара на российский Дальний Восток, с посещением Индии, Китая, Японии, а назад — «сухим путем» через всю Россию.

Вскоре по возвращении в столицу Николай вновь отправился в дальний путь — с родителями уехал в Данию. Поэтому дальнейшие упоминания о симпатичном цесаревиче в записях Матильды Кшесинской стали регулярно встречаться лишь много месяцев спустя.

Вторник, 21 августа [1891 г.?]

Вдруг позвонили. Оказалось, что это был Волков. Пришлось снова одеваться, так как Волков приехал, собственно, ко мне.

Он сказал, что приехал ко мне с поручением, и передал мне карточку (фото Николая — Авт.). Затем он сказал, что я должна тотчас дать свою карточку.

Но когда я сказала, что у меня решительно нет карточки, то он сказал, что я должна буду с ним ехать в Петергоф к Наследнику, так как Н. сказал ему, чтобы он привез мою карточку, а если ее у меня нет, то меня.

О, я бы с удовольствием поехала, я так бы хотела его видеть! Несмотря на мое желание, я ответила: «Я не могу ехать» — и жалею, отчего не сказала «едемте». Тогда Волков стал просить меня, чтобы я ехала за карточкой к Позетти (известный в Петербурге фотограф — Авт.). Относительно карточки он еще сказал, что Н. просит меня сняться в одном из тех костюмов, в которых я танцевала в Красном Селе.

Понедельник, 16 сентября

Разговаривала на репетиции с Таней Н. Она сказала, что Евгений (Волков — Авт.) ей говорил, что Н. ни с кем еще не жил и страшно рад, что я обратила на него внимание, тем более что я артистка, и притом хорошенькая. Евгений говорит, что я бы с ним (Наследником — Авт.) могла повидаться, если бы кто-нибудь нашелся такой, который не побоялся устроить наше свидание.

Суббота, 4 января 1892 г.

Я пошла по коридору 2-го яруса театра. Увидела Наследника и забыла все, что делается вокруг меня. Но как я была безумно счастлива, когда Наследник подошел ко мне и подал мне руку. Я почувствовала его долгое крепкое пожатие руки, ответила тем же и пристально посмотрела ему в глаза, устремленные на меня.

Я не в силах описать, что со мной делалось, когда я приехала домой. Я не могла ужинать и, убежав к себе в комнату, рыдала, и у меня так болело сердце. Первый раз я почувствовала, что это не просто увлечение, как я думала раньше, а что я безумно и глубоко люблю Цесаревича и что никогда не в силах буду его забыть.

***
Далее пока не выложено.

Ссылка на статью про находку дневника: http://www.mk.ru/social/2017/03/19/dnevnik-matildy-kshesinskoy-o-romane-s-cesarevichem-nikolaem-publikuetsya-vpervye.html

Спецпроект, куда все это будет выкладываться: http://www.mk.ru/matilda/



***
Для сравнения -- вот так выглядит нормальная, приличная публикация. "Российская газета" про тайный дневник имп. Елизаветы Алексеевны о ее любовнике. См. раздел Примечания.

***
UPD: ну да, благодаря бдительным комментариям случай так называемого вранья быстро детектед.

Выдержка из дневника Кшесинской находится в интернете со ссылкой на сб. "Чайковский и театр" (М., 1940. С.115, статья Ю. А. Бахрушина).
То есть в 1940 году (!!) куски из ее дневника уже публиковали. Не про императора, конечно, но публиковали.
Там же нашелся инвентарный номер документа в музее, с примечанием "ГЦТМ, № 138589. Печатается впервые"

Вот подробно тут про этот фонд, статья 2015 года
http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1206411

"В Архивно-рукописном фонде ГЦТМ хранится совместный фонд балерины М.Ф. Кшесинской, её отца Ф.И. Кшесинского и брата И.Ф. Кшесинского, содержащий 82 единицы хранения за 1886-1936 гг.(63) Здесь отложились рукописи отца и брата балерины: соответственно Список балерин, с которыми я танцевал с 1853 по 1893 гг. и Несколько выписок из моих мемуаров (1936 г.). Именно в этом фонде хранятся дневники М.Ф. Кшесинской (1886-1893 гг.), копии и черновики её писем к наследнику престола великому князю Николаю Александровичу Романову (1892-1894 гг.), а также копии дневников и писем М.Ф. Кшесинской, переписанные рукой В.А. Рышкова в количестве 39 штук (1918-1920 гг.)".

Так что никаким чудесным образом этот дневник обретен не был, знают о нем, как минимум, с 1940 года -- тогда же его впервые кусочком опубликовали.
Ученым он также известен.

А журналистам "Московского комсомольца" двойка за подачу достоверного материала так, что он выглядит фейком.
И, я так подозреваю, не они же сами каракули разбирали? Вообще, по хорошему, надо упомянуть научного сотрудника, который все это дело прочитал и расшифровал.
Tags: art & crime, находки, романовы
Subscribe

Posts from This Journal “романовы” Tag

  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author

Posts from This Journal “романовы” Tag